7 октября в городе Целле (Германия) произошли столкновения между представителями курдской и чеченской диаспоры. Причиной конфликта стали события в Сирии, где группировка «Исламское государство» (ИГИЛ), в составе которой сражается несколько сотен выходцев с Северного Кавказа, начала наступление на город Кобани в курдской автономии. К месту событий были стянуты полицейские силы со всей Германии.
Отношения между курдской и чеченской диаспорой города Целле стали ухудшаться сразу после начала войны в Сирии. Было несколько стычек между чеченской и курдской молодежью, но до серьезных столкновений дело не доходило. Все изменилось после начала штурма вооруженными отрядами ИГИЛ города Кобани – столицы центрального из трех кантонов созданной на севере Сирии курдской автономии Рожава. В данный момент Кобани находится в блокаде. Курдские активисты проводят многочисленные акции протеста по всему миру, требуя спасти окруженный Кобани и начать военную операцию против ИГИЛ в Сирии и Ираке.
Утром 7 октября, как рассказал мне пожелавший скрыть свое имя представитель чеченской диаспоры, пятеро чеченцев проходили мимо курдского митинга. Их узнали, со стороны курдов посыпались угрозы чеченцам за участие их соплеменников в боях под Кобани, завязалась перебранка. Кто-то из курдских активистов в толпе, разгорячившись, пригрозил, что чеченских женщин и детей в Целле будут убивать так же, как убивают курдских женщин и детей в Сирии исламисты. После этого и началась драка. Противостояние пяти чеченцев и почти сотни курдов закончилось предсказуемо: двое чеченцев в реанимации, троим потребовалась медицинская помощь.
Your browser doesn’t support HTML5
Буквально сразу по социальным сетям разошлась информация об этом инциденте и в город начали съезжаться северокавказцы со всей Германии. Через несколько часов в Целле собралось более двухсот молодых парней – в основном чеченцев. Власти небольшого городка в Нижней Саксонии не были готовы к такому развитию событий – сил полиции, которые находились на месте, было явно недостаточно, чтобы удержать ситуацию под контролем и не допустить массовых беспорядков. Ночью между курдами и чеченцами начались столкновения, к которым обе стороны хорошо подготовились. Вооружившись кастетами, битами и бутылками, они сошлись в районе железнодорожного вокзала. Полиция попыталась встать между курдами и чеченцами, но в нее с обеих сторон полетели камни и бутылки, после чего стражи порядка были вынуждены применить слезоточивый газ и разогнать толпу.
Пока в Целле стягивались дополнительные полицейские силы со всей Германии, а сам город был закрыт для въезда чеченских и курдских «добровольцев», местные власти и руководство полиции организовали встречу старейшин курдской и чеченской диаспоры. Эти переговоры позволили снизить накал страстей и избежать продолжения массовых беспорядков. Но, несмотря на переговоры и в целом спокойную ситуацию, полиция в Целле работает в усиленном режиме, проводится проверка документов на въездах в город, а на нескольких улицах, где компактно проживают представители диаспор, установлены временные посты полиции.
Однако Германией дело не ограничилось. 7 октября примерно сотня представителей курдской общины ворвалась в здание Европарламента в Брюсселе, требуя начать военную операцию против ИГИЛ. Такую же акцию они устроили в парламенте Нидерландов в Гааге. Курды в отчаянии, они, возможно, преднамеренно идут на провокации и нарушение законов, стараясь привлечь внимание мировой общественности к бедственному положению их соплеменников в Сирии.
Тем временем в социальных сетях появилась неподтвержденная информация, что штурмом Кобани командует не чеченец и не араб, а этнический курд по имени Абу Хатаб аль-Курди.