Нужна ли Грузии еще одна дорога, связывающая ее с Россией? Этот вопрос сегодня стал широко обсуждаемым в грузинском обществе. Речь идет об аварско-кахетинской дороге, соединяющей в начале прошлого века Дагестан с Кахетией. О необходимости реконструкции исторического маршрута, который может стать еще одним «коридором, еще одним выходом на Грузию», говорил в феврале 2008 года и президент России Владимир Путин.
Вопрос о необходимости реконструкции аварско-кахетинской дороги похож на огонь, который периодически вспыхивает в Грузии с новой и новой силой. Она стала своеобразной лакмусовой бумагой в грузино-российских отношениях. Если случается оттепель – у маршрута, связывающего в начале XX века Дагестан с Кахетией, в Грузии, как правило, появляется много сторонников. Но в этот раз мнения разделились даже внутри самой «Грузинской мечты».
Информацию о том, что еще летом Дорожное агентство республики Дагестан презентовало план реконструкции участка автодороги Гунибское шоссе – Вантляшевский перевал, или так называемой аварско-кахетинской дороги, представители грузинских властей долго не хотели комментировать. Сегодня они все же попытались ответить на основные вопросы: ведутся ли переговоры с грузинскими властями по поводу дороги и какой позиции придерживается Тбилиси? Для министра экономики Георгия Квирикашвили чем больше будет дорог, связывающих Грузию с соседними государствами, тем лучше:
«С учетом, того, что на участке дороги Верхний Ларс у нас бывают стихийные бедствия, думаю, будет неплохо, если у нас появится альтернативная дорога, по которой можно будет перевозить грузы между Россией и Грузией. Но это не значит, что политические вопросы сняты с повестки дня, они (по-прежнему) требуют решения».
Your browser doesn’t support HTML5
Другого мнения придерживается замминистра иностранных дел Давид Джалагания:
«Этот вопрос требует особого внимания, … поскольку таит в себе определенные опасности. (Однако) пока ни на каком уровне по данному вопросу Грузия и Россия не связывались».
Сегодня многие вспоминали, что в феврале 2008 года российский президент Владимир Путин в ходе визита в Дагестан поинтересовался, возможно ли по этой дороге после реконструкции передвижение военной техники. Часть наблюдателей в Грузии эти слова Путина расценивают как прямое доказательство того, что от новой дороги будет исходить новая опасность со стороны России. Такого мнения придерживается и главный редактор военно-аналитического журнала «Арсенали» Ираклий Аладашвили:
«Кахетия была одним из самых безопасных направлений в ходе августовской войны 2008 года. Ни для кого не секрет, что в ходе наступления российских войск в Кахетию не только население уходило от опасности, там же была перепрятана часть вооружения. Нужно с большой осторожностью подходить к открытию этой дороги».
России новая дорога вряд ли пригодится, если она решит пойти танками на Тбилиси, считает экономист Демур Гиорхелидзе. Он еще находится под впечатлением после прошлогодней поездки по северокавказским республикам:
«Я даже не мог представить, что на Северном Кавказе так хорошо относятся к Грузии. Сотни студентов говорили нам, что с удовольствием учились бы у нас в Тбилиси, многие хотят вести бизнес в Грузии. И что, сейчас мы хотим пожертвовать авторитетом, который на протяжении веков завоевывали наши предки, ради какой-то идеи фикс или фобии?»
О ведении работ на грузинской стороне нет пока и речи, и, судя по всему, работы с той стороны будут проводиться в непосредственной близости от границы Грузии тоже еще нескоро. Сегодня в Дорожном агентстве республики Дагестан «Эху Кавказа» на условиях анонимности сообщили, что строительство идет далеко не теми темпами, какие планировались изначально. Произошла смена руководства, и лишь сегодня завершился один из тендеров по ремонту четырехкилометрового отрезка дороги, общая протяженность которой 500 километров.