Как реагировать на проект договора о союзничестве и интеграции между Россией и самопровозглашенной республикой Абхазия? В Грузии все сходятся во мнении, что это очередная волна аннексии со стороны России. Но стоит ли тогда на этом фоне продолжать встречи спецпредставителя премьер-министра Грузии Зураба Абашидзе с замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным? А вот на этот счет мнения разделились даже в самой правящей коалиции.
«Поймите же, что на этой встрече будут обсуждаться вопросы, входящие в жизненные интересы нашей страны!» – убеждал грузинских журналистов спецпредставитель премьер-министра Грузии Зураб Абашидзе утром перед вылетом в Прагу. Завтра в столице Чехии он намерен обсудить с замминистра иностранных дел России Григорием Карасиным проект договора о союзничестве и интеграции между Москвой и Сухуми.
Сегодня Зураб Абашидзе старался тщательнее подбирать слова для комментариев. Накануне же дипломат со стажем своей резкостью удивил многих. Для Абашидзе оказались неприемлемыми рекомендации главы парламентского комитета по внешним отношениям, бывшего министра иностранных дел Грузии Тедо Джапаридзе, который призвал своих коллег-дипломатов в знак протеста бойкотировать хотя бы завтрашний раунд переговоров в Праге:
«Если бы мой старый друг Тедо Джапаридзе позвонил мне, я объяснил бы ему, почему и для чего я еду (в Прагу). Но, наверное, его чуть-чуть подвели тормоза, может быть, это и возрастное, что поделаешь», – с некоторым сожалением заявил Зураб Абашидзе, который всего на шесть лет моложе своего 68-летнего друга.
Your browser doesn’t support HTML5
Тедо Джапаридзе не поддержали однопартийцы-парламентарии, в том числе и лидер парламентского большинства Георгий Вольский:
«Переговорам (с Россией) нет альтернативы», – сказал Вольский, добавив при этом, что никак не умаляет роли международного сообщества в процессе урегулирования вопроса отколовшихся регионов.
В парламентской оппозиции – «Нацдвижении» – напротив, считают, недопустимым вести переговоры с одной лишь Россией. Замечания к действующим властям есть и у внепарламентской оппозиции. Лидер «Демократического движения – Единой Грузии» Нино Бурджанадзе считает, что представителям власти в сложившейся ситуации надо ехать не в Прагу:
«Пусть представители нашей власти поедут в Сухуми и в Цхинвали, пусть поговорят с людьми на местах, пусть поедут в Москву».
В конце дня нарушила молчание министр иностранных дел Майя Панджикидзе. Она заявила, что ее ведомство еще с утра распространило заявление, осуждающее планы России в отношении Абхазии. В нем говорится, что в случае принятия договора «возникнет угроза усилиям, направленным на «нормализацию» российско-грузинских отношений». В этом же заявлении содержится призыв к международному сообществу не оставлять без внимания намерения России. Майя Панджикидзе выразила недоумение, почему этот вопрос не должен обсуждаться завтра на встрече Абашидзе и Карасина:
«Естественно, что завтра Карасин и Абашидзе не будут говорить о вине, фруктах и овощах. Несмотря на то, что в этом формате такие вопросы не рассматриваются, не затрагивать их будет трудно».
Госминистр по вопросам гражданского примирения Паата Закареишвили планы России по интеграции с Абхазией назвал оскорбительными:
«Содержание текста оскорбляет и унижает не только все население Грузии, поскольку оккупация продолжается, но еще и конкретно абхазское общество. И это главное, о чем мы должны сейчас говорить».
Местные наблюдатели не считают ошибкой завтрашнюю встречу Карасина и Абашидзе. Нужно использовать любой формат, чтобы как-то остановить подписание договора. Хотя мало кто верит, что это достижимо, но попытаться стоит, считает политолог Мамука Кудава:
«У Грузии, в случае подписания нового договора России с Абхазией, уже не будет никакой моральной и политической ответственности продолжать курс на сближение с Россией».
После сегодняшних заявлений представителей власти у многих наблюдателей сложилось впечатление, что в «Грузинской мечте» нет единой позиции по вопросу отношений с Россией. Видимо, этого мнения придерживается и президент страны Георгий Маргвелашвили. В конце дня в специальном обращении Маргвелашвили назвал намерения России опасными для всего Черноморского бассейна и Кавказского региона и обратился к парламенту Грузии с просьбой в срочном порядке разработать свою позицию для планирования дальнейших действий с целью «стабилизации обстановки».