В Южной Осетии внимательно следят за дискуссией, разгоревшейся в абхазском обществе вокруг проекта о союзничестве и интеграции между Россией и Абхазией. Югоосетинские политики заявляют, что абхазский вариант договора не подходит республике. В Цхинвале выступают за еще более тесные связи с Москвой.
Мой телефонный звонок застал спикера парламента Южной Осетии в Москве. В эти дни Анатолий Бибилов находится с рабочим визитом в российской столице. Он считает, что абхазский вариант договора не может быть подписан с Южной Осетией, так как не соответствует ее запросам. В республике выступают за еще большую интеграцию с Россией:
«Мое мнение, как гражданина Южной Осетии и спикера парламента, таково, что необходимо подписание такого документа. Не могу судить и решать за абхазов, они сами решают, но, я думаю, в Абхазии, как и в Южной Осетии, прекрасно понимают, что единственным гарантом безопасности является Российская Федерация. Я скажу даже больше. Наоборот, тот формат договора, который подписывается с Абхазией, не может быть подписан с Южной Осетией, так как не вполне соответствует интересам и запросам Южной Осетии, потому что наша республика нацелена на более тесную интеграцию с Россией. Мне бы хотелось, чтобы договор, который возможно и необходимо подписывать между Южной Осетией и Россией, носил более интеграционный характер для Южной Осетии», – утверждает Анатолий Бибилов.
Я поинтересовалась у военного эксперта, бывшего заместителя Минобороны Южной Осетии Джумбера Кессаева, как в Южной Осетии воспримут подобный договор и встанет ли вопрос о сохранении суверенитета:
Your browser doesn’t support HTML5
«Подписание этих договоров принесет положительные изменения, стабильность в регион, потому что НАТО слишком сильно расширилось с 1991 года к нашим границам, и мы должны обеспечить безопасность наших сателлитов, которые являются нашими стратегическими партнерами. Кроме положительного, этот договор для Осетии и Абхазии ничего плохого не принесет.
– В самой Абхазии сейчас идет острая дискуссия вокруг проекта договора. В частности, есть мнения, что в случае подписания этого документа Абхазия утратит независимость. Как вы считаете, в Южной Осетии будет однозначно положительная реакция? Не утратит ли Южная Осетия политическую самостоятельность, суверенитет?
– У конкретной группы лиц, человека может быть иное мнение о целесообразности подписания документа. Может, в Южной Осетии тоже два процента населения могут быть не согласны, но этот договор отвечает государственным интересам Южной Осетии. Народ Южной Осетии выиграет от такого договора.
– Скажите, какие конкретные выгоды ощутят на себе югоосетинские граждане? Или речь идет только о гарантиях безопасности?
– А разве безопасности мало? Мы в течение двадцати лет находились в шоковом состоянии, ничего не могли делать. А после 2008 года спокойствие пришло. Люди перестали бояться, ушли страхи».
Бывший председатель югоосетинского парламента пятого созыва Станислав Кочиев оказался куда словоохотливей нынешнего спикера. Он утверждает, что проект договора об интеграции Южной Осетии с Российской Федерацией уже готов и будет подписан до конца года:
«Договор России с Южной Осетией об интеграции будет подписан югоосетинским руководством до конца года, и такой документ начали готовить не сегодня, работа шла перманентно. Свою скромную лепту внес в его разработку и парламент пятого созыва. В новом проекте договора присутствуют некоторые пункты, существующие в проекте договора с Абхазией, и еще несколько пунктов. Этот проект договора больше подходит для Южной Осетии, и он готов к подписанию».
О каких исключительных для Южной Осетии пунктах договора идет речь, Станислав Кочиев уточнять не стал.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия