Сегодня таможенный комитет республики Южная Осетия объявил о принятии мер по усилению таможенного контроля за ввозом продуктов. Среди прочего он предполагает взимание пошлин и внутренних налогов.
Как сообщили ИА «Рес» в таможенном комитете Южной Осетии, в соответствии с постановлением правительства республики «Об утверждении ставок таможенных пошлин», принятом в 2001 году, взимается 1,5% от таможенной стоимости товара при ввозе на территорию республики и 2% – при вывозе. Ввозимые в Южную Осетию товары также облагаются НДС – 1% от стоимости продовольственных и 3% стоимости других видов товаров, в том числе подакцизных.
Югоосетинский экономист, бывший депутат парламента Геннадий Кокоев напоминает, что постановление было продавлено правительством Дмитрия Санакоева вопреки мнению и интересам малого бизнеса и, что самое главное, оно было принято с нарушением закона:
«С правовой точки зрения это постановление было незаконным, поскольку оно не было согласовано с парламентом республики. Напоминаю, что в 2001 году был принят новый вариант Конституции, по которой все эти тарифы, ставки налогов и таможенные пошлины должны были проходить процедуру утверждения парламентом. Всего этого сделано не было, соответственно, все эти процентные ставки были утверждены незаконно».
Получается, что таможенный комитет вот уже 13 лет собирает деньги с бизнесменов, не имея к тому никаких законных оснований. Все это видят, понимают, но почему-то молчат. Но даже это незаконное постановление не соблюдается, подчеркивает Геннадий Кокоев. По нему налогом на добавленную стоимость облагается задекларированная стоимость товара, но на практике получается иначе:
Your browser doesn’t support HTML5
«Правительство утверждает цены перевозимых товаров, нисколько не соотнося их с тем, что записано в таможенной декларации, в товаротранспортных документах. Они определяют налоговую базу исходя из средних рыночных цен на эти товары в Южной Осетии, что, мягко говоря, некорректно».
По мнению российского экономиста Александра Караваева, все эти сборы на российско-югоосетинской границе выглядят по меньшей мере странно. Особенно если учесть, что на протяжении нескольких лет Южная Осетия добивалась отмены этих самых пошлин, как одного из главных препятствий экономического развития республики.
«Участники Таможенного союза, а также Южная Осетия, как участник отдельных соглашений с Россией, ничего не должны платить, никаких таможенных сборов.
– И НДС тоже?
– И НДС тоже. Опять же все это должно быть четко прописано на уровне правительственного решения. Таможня, как мне кажется, не должна таким волюнтаристским образом регламентировать экономическую деятельность. Я понимаю, что им нужно отчитываться и пополнять бюджет, но дополнительные какие-то меры, которые деформируют режим свободной торговли между Южной Осетией и Россией, не могут положительно влиять на рыночные отношения между нашими странами», – говорит Караваев.
Пожалуй, единственный вид сборов, который возможен по российско-югоосетинскому соглашению о режиме торговли, – это внутренние транспортные сборы, которые «основаны исключительно на экономических показателях средства транспорта, а не на происхождении товара».
По словам Геннадия Кокоева, все эти налоги на ввозимые товары в конечном счете оплачивает югоосетинский потребитель. Общеизвестный факт: увеличение сборов на 1% в среднем приводит к повышению розничных цен на 15%. Кроме того, считает Геннадий Кокоев, это еще и дополнительное препятствие для югоосетинского экспорта на Северный Кавказ. Таким образом, эта практика играет только негативную роль. Кстати, цена вопроса ничтожна для бюджета республики. Таможенные сборы приносят казне менее 1% от общих расходов бюджета Южной Осетии или от 6 до 8% собственных доходов республики.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия