Рамаз Сакварелидзе: «Многие видят в инициативе премьера шаг в пустоту»

Грузинский политолог Рамаз Сакварелидзе

ПРАГА---В административном корпусе Авлабарской резиденции президента Грузии сегодня прошло заседание Совета национальной безопасности. На нем присутствовали глава государства Георгий Маргвелашвили, премьер-министр Ираклий Гарибашвили, секретарь Совбеза Ирина Имерлишвили, глава МИД Майя Панджикидзе, а также другие члены правительства. По завершении заседания президент заявил, что было достигнуто соглашение о координированных действиях различных ветвей власти для того чтобы противостоять угрозам, которые несет за собой возможное подписание договора между Россией и де-факто республикой Абхазия о союзничестве и интеграции. Перед завершением заседания мы попросили ответить на наши вопросы политолога Рамаза Сакварелидзе.

Кети Бочоришвили: Батоно Рамаз, сегодняшнее заседание Совбеза, как известно, было посвящено абхазскому вопросу. В частности, речь идет о возможном оформлении Договора о союзничестве и интеграции между Россией и самопровозглашенной республикой Абхазия. Что можно ожидать от сегодняшнего заседания Совета безопасности? Что Грузия в реальности может противопоставить решению Москвы, даже если это заседание будет конструктивным?

Your browser doesn’t support HTML5

Рамаз Сакварелидзе: «Многие видят в инициативе премьера шаг в пустоту»

Рамаз Сакварелидзе: Уже два с лишним десятилетия Грузия думает над этим сложным вопросом. Премьер выступил с обращением к абхазам и осетинам, что Грузия может предложить им автономность, и никак не согласится на потерю территории. Это, фактически, та формула, с которой началась вся история, и поэтому многие, кстати, видят в этой инициативе шаг в пустоту. Но есть и иные позиции. По мнению некоторых экспертов, это может оказаться инициативой, которая будет рассмотрена в Абхазии на фоне упомянутого вами документа, так как он очень сужает права Абхазии как самостоятельного для России государства, что вызывает множество споров в самой Абхазии. Я не думаю, что именно эта формулировка будет перспективной, но, думаю, что это обращение может сдвинуть с мертвой точки контакт между абхазскими и грузинскими властями. Посмотрим, как пойдут дела, и, думаю, что именно эта инициатива сегодня является признаком обсуждения.

К.Б.: Батоно Рамаз, но при этом, судя по реакции в Сухуми, там даже не собираются рассматривать предложение Грузии, они относятся к нему как к некоему анахронизму, который изжил себя. Это предложение звучало много лет назад, может быть, тогда оно было кстати, а сейчас нет совершенно никаких оснований для того, чтобы на него серьезно смотрели. Как можно на этом фоне на что-то рассчитывать? Кроме того, многие ваши коллеги считают, что в нынешнем правительстве, несмотря на амбициозные заявления премьер-министра, нет никакого стратегического плана по противостоянию агрессивной политики России по отношению к Грузии.

Р.С.: Что касается плана по противостоянию агрессивной политике России, то его нет ни у кого в мире, и мы увидели это на украинском примере. Тем более что мировые державы имеют гораздо больше ресурсов для такого противостояния, нежели Грузия, так что упекать ее недобросовестно. Что касается именно этой инициативы, то, если так прямолинейно будет обработана эта идея, она, безусловно, бесперспективна. Однако если эта идея сможет оказаться поводом для неформальных контактов, ряда инициатив уже на уровне грузино-абхазских взаимоотношений, то, думаю, что на этом фоне еще можно что-то предпринять.

К.Б.: Сегодня премьер-министр и глава МИД согласились участвовать в заседании Совбеза. Видится ли вам это серьезным шагом вперед на пути обретения согласия между различными ветвями власти?

Р.С.: Я думаю, что неконструктивность им просто надоела и дала свои отрицательные плоды. Поэтому медленно или быстро, но все-таки процесс в этом направлении будет продолжаться.