Для жителей Ленингора по-прежнему остается актуальной проблема получения специальных пропусков для пересечения границы с Грузией. Большинство постоянно проживающих в поселке людей, по словам представителя местной администрации, уже получили документы. Впрочем, многие ленингорцы жалуются, что потеряли возможность видеться с близкими.
О чем бы вы не заговорили с ленингорацми, будь то погода, урожай, а то и общие разговоры о жизни, все сводится к самой болезненной для них теме – специальным пропускам для упрощенного пересечения границы с Грузией. Во время предыдущего приезда в Ленингор мы с югоосетинским коллегой тщетно искали встречи с местным самородком по имени Валико – талантливым художником, певцом и знатоком народного фольклора. Долгие поиски привели лишь к тому, что нам дали понять: певец пребывает в глубочайшей депрессии из-за того, что уже шесть месяцев не может выехать в Грузию, где он принимает участие в выставках или выступает на концертах. По словам его родственников, если бы мы и нашли Валико, то где-нибудь в ближайшем лесу, где он бродит целыми днями. Похоже, подобные настроения овладели многими ленингорцами.
Помню, как пожилая жительница Маквала также сетовала на то, что уже несколько месяцев не может получить заветный пропуск, хотя постоянно проживает в Ленингоре, а в Грузии у нее больной сын, который нуждается в опеке.
Your browser doesn’t support HTML5
Все повторилось и в этот приезд: люди жаловались, недоумевали, рассказывали, что документы получает кто угодно, только не коренные жители поселка. Учитывая, что в Ленингоре остались жить в основном старики, они надеются, что их дети, проживающие в Грузии, получат возможность навещать родителей. Говорит жительница Ленингора Этери Черткоева:
«Пропуска нужны моим детям, я думаю, они это заслужили. Моя дочь работала здесь врачом, после этого она не получила пропуск и уже семь месяцев, как не может въехать сюда. Мой сын, художник, занимается резьбой по дереву, вместе с отцом делали здесь выставки. Его тоже не пускают. Конечно, для меня главное – видеть детей. В прошлом году я перенесла онкологическую операцию, за мной нужно ухаживать. У меня еще сестра здесь инвалид первой группы без зрения, и за ней кто-то же должен ухаживать».
«Разве это жизнь? – делится со мной другой житель Ленингора Зураб. – Дети там, я здесь, я их месяцами не вижу. Вот подожду до конца года, если им не выдадут пропуска, то уеду отсюда и сам».
По словам ленингорцев, раз в неделю, по пятницам, вывешивают списки счастливчиков, которые получили заветный пропуск или паспорт гражданина Южной Осетии. Многие подали документы еще в апреле, но пока в списках не значатся. Глава районной администрации Александр Босиков согласился со мной пообщаться, уточнив, что к выдаче пропусков его ведомство не имеет никакого отношения, этим занимается Комитет госбезопасности. Постоянно проживающие в Ленингоре лица, по его словам, в основном получили документы. Есть, конечно, единичные исключения. Администрация пытается решить их вопросы вместе с Погрануправлением, продолжает Александр Босиков:
«Например, вчера на совещании мною было поручено всем поселковым администрациям, чтобы они в своих ведомствах уточнили, кто из постоянно проживающих на сегодняшний день не получил еще эти пропуска. Чтобы они представили в администрацию эти списки. Как только они представят их нам, мы официально переправим их в Погрануправление и будем решать эти вопросы».
Я спросила Босикова и о распространившихся в Ленингоре слухах о полном закрытии пункта пропуска. Глава администрации ответил, что в курсе этих домыслов, хотя официальной информации у него пока нет, вопрос даже не обсуждался. Высказался он и о проблеме разделенных семей:
«Эта проблема тоже есть. Существует поручение нашего президента создать комиссию, которая уже официально работает, и этот вопрос тоже в числе рассматриваемых. Наверное, к какому-то решению комиссия придет. И я думаю, что действительно надо, чтобы дети навещали своих родителей. Думаю, что этот вопрос решится, но каким образом, я пока не знаю».
Замерли в ожидании и сами жители Ленингора, ведь 31 декабря истекает срок выдачи специальных пропусков для пересечения границы с Грузией на этот год. Что будет с ними дальше, ленингорцы предпочитают пока не обсуждать.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия