Грузинские власти обсуждают сухумский вариант проекта договора между Россией и самопровозглашенной республикой Абхазия. Ранее документ, подготовленный российской стороной под названием «Договор о союзничестве и интеграции», был направлен в Сухуми для ознакомления и доработки. Абхазский парламент подготовил свой вариант, в который вошли некоторые поправки и изменения. С доступным, но пока не утвержденным текстом ознакомились в Тбилиси.
Название новое, суть прежняя – так официальный Тбилиси отреагировал на сухумский вариант проекта договора между самопровозглашенной республикой Абхазия и Российской Федерацией. В сухумской версии договор получил новое название – «Договор о союзничестве и стратегическом партнерстве». Видимо, слово «интеграция» вызывало раздражение не только в Тбилиси. Кроме того, текст содержит ряд отличий от московского варианта. Однако грузинские власти не сочли их значительными. На сухумский проект уже откликнулись в Совете безопасности Грузии. Секретарь совещательного органа Ирина Имерлишвили заявила, что поправки не стали неожиданностью для Тбилиси:
«Большой разницы, действительно, не видно. Напомню, что грузинский парламент уже дал свою оценку этому договору, мы (руководство Грузии) считаем его шагом к аннексии. Соответственно, сухумский вариант никак не меняет ситуацию. Суть остается прежней. И мы сделаем все, чтобы международное сообщество отреагировало на этот факт соответствующим образом, адекватно».
Довольно жестко по поводу нового проекта высказался глава временной парламентской комиссии по вопросам восстановления территориальной целостности Георгий Вольский. По словам депутата, главное – не содержание документа, а сам факт его существования.
Your browser doesn’t support HTML5
«Абхазская версия, как и версия, предложенная Москвой, незаконна! И тот, и другой проект с точки зрения международного права являются нонсенсом. Исходя из этого, разговоры о том, кому что там не понравилось в том или ином варианте (абхазской и российской сторонам), как это отразится на так называемой абхазской независимости и так далее, неверны. Главная тема, о которой мы должны говорить – оккупация. Этот процесс (договор между Абхазией и РФ) идет для того, чтобы «кремлизировать» всю систему (в Абхазии)», – сказал Вольский.
Не так бескомпромиссен грузинский неправительственный сектор. Ряд экспертов разглядели в абхазском варианте оптимистичный сигнал для Тбилиси. Проект, подготовленный в Сухуми, подразумевает больше самостоятельности, отчасти даже независимости в принятии тех или иных решений. Например, в вопросах внешней политики, обороны, контроля границ. Полностью исчез из проекта и пункт об облегченных условиях предоставления гражданства де-факто Абхазии россиянам.
По мнению политолога Хатуны Лазагидзе, Тбилиси должен обратить внимание на подобные настроения в абхазском обществе:
«У нас появляется шанс предложить абхазам строительство грузино-абхазского государства, в котором их интересы будут учтены и защищены максимально. При участии международных гарантов. И было бы хорошо, если бы Абхазия сама выбрала государства, которые могли бы стать гарантами нашего предложения».
Не столь радужно настроен грузинский эксперт Ираклий Цкитишвили. В комментарии «Эху Кавказа» он сказал, что сухумский проект, действительно, «заточен» под интересы абхазов, которые тем самым отказываются от интеграции с Россией. Но вот Тбилиси этот вариант ничего не дает.
«Это никак не меняет их отношение к Грузии. Абхазы до сих пор нас считают врагами, то есть в первую очередь я имею в виду элиту. Подтверждением этому может служить недавнее заявление (де-факто МИД Абхазии), что основанием для подписания такого договора с Россией является агрессивное отношение к ней Грузии. То есть, это абсолютный «фейк», потому что никакого агрессивного отношения к абхазам и Абхазии нет».
Эксперт сомневается, что сухумский вариант проекта договора сможет внести коррективы в планы Кремля. Но и присоединять к себе Абхазию Москва вряд ли собирается, считает Цкитишвили. Аннексия, которой опасаются в Тбилиси, скорее будет выражена в полном контроле над всеми процессами в самопровозглашенной республике. При этом Москва будет продолжать называть Абхазию независимой.