В Грузии обсуждают вчерашние заявление замминистра транспорта Армении Артура Аракеляна в связи с возможным скорым открытием абхазского участка железной дороги, связывающего Россию с Грузией и Арменией. Мнение грузинских политологов и экономистов по этому вопросу единодушно: несмотря на благие пожелания сторон и экономические выгоды, которые сулит этот процесс, это невозможно без решения политических вопросов грузино-российских отношений.
В своем интервью агентству «Терт» Артур Аракелян заявил, что вокруг возобновления функционирования Абхазской железной дороги ведутся закрытые переговоры, в которых принимает участие также Минтранс Армении. По его словам, в последнее время заметны обнадеживающие признаки положительного решения данного вопроса. Впрочем, чиновник подчеркнул, что данный вопрос не столько экономического порядка, сколько политического.
Процесс обсуждения открытия абхазского участка железной дороги начался сразу после победы «Грузинской мечты» в 2012 году. Тогдашний премьер Бидзина Иванишвили во время своего официального визита в Армению говорил, что «Грузия не против открытия железной дороги», однако это «будет непросто решить из-за проблемных отношений с Россией» и «не очень простыми отношениями с нашими братьями-абхазами».
Your browser doesn’t support HTML5
С тех пор прошло два года, и вопрос как бы предался забвению, хотя, как заявил специальный представитель премьер-министра по отношениям с Россией Зураб Абашидзе, на последней встрече в Праге с российским представителем Григорием Карасиным тот предложил вернуться к этому деликатному вопросу, предложив провести переговоры с абхазской и армянской сторонами.
Эксперт по экономическим вопросам Демур Гиорхелидзе считает, что без решения политических вопросов рассматривать экономическую целесообразность проекта не имеет никакого смысла, какие бы транзитные выгоды не сулил Грузии этот процесс.
«Если мы не наладим полноценный диалог с Россией, отношения с которой заведены в глубокий тупик, это грозит нам увеличением рисков, исходящих с российской стороны. Власти, при посредничестве западных партнеров, должны перейти в режим постоянного диалога с Россией, чтобы минимизировать риски давления. До начала таких переговоров любые отдельные шаги, будь то открытие железной дороги или строительство автомобильной дороги через Дагестан, не улучшат двусторонних отношений», – сказал Гиорхелидзе.
Политолог Важа Беридзе не считает, что грузинские власти ведут какие-либо кулуарные переговоры с российской стороной. Политолог уверен, что Грузия должна восстанавливать коммуникации с Россией везде, где возможно, однако переговоры должны вестись именно с российской стороной:
«Я не против открытия дорог. Многие видят в этом угрозу, однако будем откровенны, отсутствие дорог не помешает России привести в действие агрессивные планы, если она того пожелает. По моему мнению, переговоры по вопросу открытия железной дороги Грузия должна вести с Россией, так как именно она однозначно контролирует территорию Абхазии. Это продемонстрировал и проект договора об интеграции между Москвой и Сухуми. Надеюсь, власти придерживаются точно такой же позиции», – заявил Важа Беридзе.
Сегодня же министр по примирению и гражданскому согласию Паата Закареишвили заявил, что переговоры по поводу возобновления железнодорожного сообщения не ведутся и находятся на том же этапе, что и два года назад. Аналогичное мнение высказал и глава парламентского комитета по внешним делам Тедо Джапаридзе. Он считает, что данное заявление армянского чиновника есть попытка выдать желаемое за действительное и рассчитано на внутреннюю аудиторию.