Грузинская "Мама Путина"

Оксана Мысина в Театре.doc

"Мама Путина"— так называется пьеса и документальный фильм, представленные в Театре.doc. В основе одноименных произведений — современный миф о том, что мать президента России здравствует и живет в Грузии. Вечер в театре прошел в рамках проекта "Перезагрузка", задача которого — познакомить московских зрителей с новым грузинским искусством.

"Перезагрузка" — фестиваль, на который при всем желании не могут приехать авторы. В 2006 году Россия ввела для граждан Грузии визовый режим, получить разрешение на въезд очень сложно. Кроме того, в былые времена на таких мероприятиях в зрительном зале было много тех, кого принято неформально называть "представителями грузинской диаспоры". Теперь, признают организаторы фестиваля, "грузинская диаспора" в Москве оскудела. Так что, у названия "Перезагрузка" ностальгический оттенок, отношения двух стран так и не наладились.

Самое очевидное объяснение того, отчего в Грузии многие убеждены, что мать Путина — их соотечественница, живущая в селе Метехи — это чрезвычайная скудость официальных сведений о личной жизни российского президента. Вакуум заполняется домыслами. Впрочем, и новая пьеса драматурга Лаши Бугадзе, и снятый в 2003 году, но впервые показанный в России голландско-грузинский фильм Инеке Смитс не об этом. Скорее, о человеческой драме старой женщины, урожденной Веры Путиной, давно расставшейся с сыном Вовой Путиным, двойным тезкой могущественного человека, которого она искренне считает своим ребенком. Это канва, общая для фильма и пьесы. В остальном у героинь двух произведений мало сходства.

Your browser doesn’t support HTML5

Мама Путина


Пьесу прочитала Оксана Мысина. Лаша Бугадзе писал, имея в виду именно эту актрису, и читка, а скорее моноспектакль были премьерными. Эта "мама Путина" пугающая и жалкая одновременно. В попавшем во время российско-грузинской воны под обстрелы селе она обращается к невидимому, воображаемому собеседнику с требованием покарать обидчиков. И старосту, закрывшего рынок, и тех неназванных, кто разбогател в то время как героиня потеряла все сбережения. "Подними нас с колен! Встань за нашими спинами и укрепи их! Накажи всех, кто объявляет тебя самым богатым человеком на планете, ибо я знаю: ты богат своей мудростью и знаниями, а не имуществом. Но они же хотят уязвить тебя и унизить меня— вот на кого, мол, ты надеешься!".

Театральный критик и переводчик Майя Мамаладзе

Куратор проекта "Перезагрузка" в Театре.doc, переводчик пьесы Майя Мамаладзе так определяет жанр "Мамы Путина":

— Это комедия, но Лаша Бугадзе размывает комедийный жанр. Его персонаж впадает то в трагедию, то в мелодраматизм, то он даже страшный. То сеть это, скорее, трагифарс.

Недавно журнал "Форбс" признал Путина самым влиятельным человеком в мире. В Грузии его считают таким, или о нем немного подзабыли?

— Они о нем не думают целыми днями, конечно же. И сейчас Грузия в очередной раз очень зациклена на своей политике, что меня иногда порой даже расстраивает, поскольку политика накладывает какую-то печать на культурную жизнь. Слишком большое внимание оказывается родной политической сцене, и политики перетянули на себя одеяло театральных деятелей. Так что, Путин в этой стране людей интересует лишь в связи с Грузией. Мы же понимаем, что в случившемся в 2008 году конфликте была еще психологическая составляющая, а не только чисто политическая. Хотя и политическая, и экономическая, конечно были. Но, повторю, главные политические персонажи и их психологическое состояние тоже играли роль в этом конфликте.

Надо сказать, что "Мама Путина" — пьеса о человеке, который является фанатиком, который взахлеб любит Путина. Одобряющие его люди имеются и в Грузии. Это достаточно маленький процент, и пьеса достаточно эксцентрическими средствами показывает нетипичный для страны образ, но этот образ имеется. Поэтому пьеса, наверное, интереснее нам, в России, поскольку здесь гораздо больший процент людей, подпадающих под этот психологический образец, — говорит Майя Мамаладзе.

В случившемся в 2008 году конфликте была еще психологическая составляющая. Хотя и политическая, и экономическая, конечно были.

Мир документального фильма "Мама Путина" совсем иной. Невымышленная Вера тоже горюет от разлуки с сыном, еще ребенком она отдала его на воспитание русской родне, потому что пасынка невзлюбил грузинский отчим. Много лет она ничего не знала о судьбе ребенка, пока однажды не увидела по телевизору человека с таким же именем и фамилией. Не беда, что отчество у него не Платонович. Сотрудникам КГБ ведь надо было держать все про себя в секрете, да и муж буркнул: "Вылитая ты". К гордости за потерянного сына подмешана печаль. Но все же она остается жизнелюбивой, и ничьи головы не призывает покарать. В подлинном селе тоже следы бедности, но все же праздничный пасхальный стол ломится яствами, большая родня собралась в доме, пришли музыканты, а стар и млад танцует. Театр.doc напомнил о Грузии, которую в России почти потеряли. Однако былой багаж слишком весом. Документальный фильм с плотной фактурой, с любовно снятыми житейскими подробностями наводит на мысль о национальном характере, столь отличном от русского и потому для русских притягательном. Эпизод на кладбище сопоставим с шедевром Данелии "Не горюй!". Трагизм ухода из жизни близкого человека смягчается ритуалом и домашним отношением к смерти. В урочный солнечный день вблизи надгробий дорогих усопших устраивают застолье с непременным домашним вином.Дочери Веры вспоминают, что когда хоронили отца, оказалось, что по соседству только женские могилы. Мать возмущалась: всегда был бабником, и теперь к ним ходить будет.