В рамках фестиваля «Подарок» в Тбилиси был сыгран еще один спектакль по Чехову. На этот раз свое прочтение чеховской трагедии представил Андрей Кончаловский. В театре имени Марджанишвили актеры театра Моссовета сыграли «Трех сестер».
«Когда болеют мои девочки, мной овладевает тревога. Меня мучает совесть за то, что у них такая мать. О, если бы вы ее видели сегодня – что за ничтожество! Мы начали браниться в семь часов утра, в девять я хлопнул дверью и ушел. Я никогда не говорю об этом. И странно, жалуюсь только вам одной».
Похоже, что способы соблазнения наивных женщин с годами никак не меняются. Так, сетуя на семейную жизнь, герой Домогарова – подполковник Вершинин, объясняется в любви одной из сестер – Маше. Домогаров в роли практически неузнаваем – прилизанные волосы, с хирургической точностью разделенные пробором ровно посередине, усы и… картавость. Он до противного манерен, карикатурен и, что самое главное – убедителен в своей омерзительности. Смотря на его героя, появляется ощущение, будто бы сам Чехов брезгливо морщился, прописывая реплики Вершинина.
В первом акте постановки Кончаловского было, как по Лермонтову – «и скучно, и грустно». Тягучее, неповоротливое повествование о провинциальном быте зрители не прерывали аплодисментами, а просто тихонько, как через скрытую камеру, наблюдали за тем, как десяток людей живет неинтересной даже им самим жизнью.
Your browser doesn’t support HTML5
Немного неожиданным стало появление на сцене прямо во время спектакля черно-белого экрана. В кадрах актеры театра Моссовета рассказывали о том, какими видят своих персонажей и как относятся к их автору – самому Чехову. Такими описывает трех сестер актриса Галина Боб, исполнившая роль младшей – Ирины:
«У меня есть такое предположение, что три сестры – это вера, надежда и любовь. Вот для меня Маша – это любовь, Ирина – это надежда, а Оля – это вера».
Интервьюер Кончаловский рассуждения актеров оставил «без купюр». Поэтому исполнительница роли старшей сестры – Ольги – Лариса Кузнецова на вопрос, чем дорог ей персонаж, ответила, не стесняясь:
«Чем она мне дорога? Господи, бред это какой-то, Андрей Сергеевич, ну бред!»
И, проигнорировав вопрос о Чехове, решила воспользоваться возможностью в личных интересах:
«Пользуясь моментом, хочу передать привет моей любимой мамочке! Моей доченьке любимой, моим сестрам, друзьям – привет!»
Одним интервью актеров показались интересным решением режиссера, позволившим с пользой заполнить паузы, другие же говорили о выпадении видео из общей атмосферы спектакля.
Второй акт, как и положено, оказался намного более богатым на эмоциональные события, нежели первый. Приближение неизбежной катастрофы ощущалось во всем – колокол, оповестивший о начале пожара в городке, стал своего рода сигналом того, что трагедия «осознания происходящего» началась. Одной из кульминационных сцен стала сцена расставания подполковника Вершинина с Машей, роль которой исполнила супруга режиссера спектакля – Юлия Высоцкая.
«(крик) У лукоморья дуб зеленый, златая цепь на дубе том и кот зеленый... Я с ума схожу, Оля, я схожу с ума! Какая неудачная жизнь!»
Об интересной сценографии, принадлежащей Кончаловскому, после спектакля говорили многие. Отмечали и красивые костюмы, созданные Рустамом Хамдамовым. Говорит искусствовед Марианна Оклей:
«Все было едино, в синтезе. И вот этот синтез произвел очень большое впечатление. От художников до актеров, режиссерская постановка – все вместе взятое. Я давно не получала такого удовольствия от спектакля».
А сам Андрей Кончаловский после спектакля отказался отвечать на тот же вопрос, который он задавал своим актерам, – кем для них является Чехов. По его словам, он свое отношение к автору выразил в спектакле. Зато режиссер сделал комплимент грузинскому зрителю:
«Наши спектакли всегда проходят здесь с огромным интересом. Очень умная публика – умная, эмоциональная, интеллигентная».
Сегодня труппа сыграет «Трех сестер» в театре Марджанишвили еще раз, и фестиваль «Подарок» завершится. Театралам остается только поблагодарить «Подарок» за подарок.