Самая главная ценность Абхазии – это ее природа, прозрачные реки и девственные леса… Это то, ради чего едут в Абхазию туристы и отдыхающие, то, что может предложить наша страна на продажу. В речи любого абхазского политика вы услышите, что локомотивом развития экономики в Абхазии должен стать туристический и рекреационный потенциал. Но слова политиков обычно расходятся с делами.
Берега реки Гумиста – самые что ни на есть рекреационные места: лес, река, чистая вода, горный воздух. Когда-то здесь располагались туристические кемпинги. Сегодня – бетонные заводы.
Год назад жители Сухума и пригорода столицы, потребляющие воду из реки Гумиста, начали бить тревогу из-за качества воды, которая темной жижей потекла из кранов. Депутаты парламента обратили внимание экологов на заводы, возникшие безо всякого документального оформления на берегах реки. Исследовав ситуацию, народные избранники пришли к выводу, что бетонные заводы представляют угрозу экологической безопасности и здоровью населения, и предложили прокуратуре остановить деятельность этих объектов.
С того самого дня прошло более года. В калейдоскопе политических событий как-то совсем позабылись бетонные заводы, экология и здоровье. Но вот страсти утихли, и депутаты снова вернулись к бетонным ручейкам, «впадающим» в реку Гумиста недалеко от водозабора, и отправились на выездное заседание прямо на предприятия, пригласив принять участие в поездке экологов, прокуроров, руководителей администрации района.
Your browser doesn’t support HTML5
Конечно, их ждали. По случаю прибытия делегации на заводах была остановлена работа. Проверяющие долго ходили по предприятиям, всем собранием пытаясь понять, почему экологи и чиновники разных уровней отсылали прямо противоположные по смыслу документы руководителям заводов и парламентскому комитету. По пути выяснили, что в стране нет нормативных актов, четко регламентирующих строительство промышленных объектов, вредных производств в непосредственной близости от водозаборных рек, нет экологических и санитарных норм, ограничивающих степень загрязнения окружающей среды, и т.д. В общем, предъявлять претензии к производителям, оказывается, можно только исходя из патриотизма и здравого смысла.
«В результате визуального осмотра могу сказать, что выявлены нарушения разного рода и масштаба. Какие правовые последствия будут у этого, мы сможем сказать только после того, как изучим представленную нам документацию и сравним ее с тем, что увидели на самом деле», - говорит генпрокурор Алексей Ломия.
В общем, представителям власти предстоит осмыслить, каким образом главный вектор экономического развития, направленный на развитие туристического и рекреационного потенциала страны, сменил направление на бетонные заводы на реке Гумиста.
А вот что не требует осмысления, так это вопрос целесообразности существования трех бетонных заводов, на которых официально работает 34 человека: четыре на бетонном заводе «ЮСК», 20 – на бетонном заводе и заводе по производству щебня ГП «Абхазберегозащита» и 10 – на заводе по производству бетона «ЭкоКомСтрой». Я бы сказала, что экономический эффект от функционирования этих предприятий, представляющих угрозу экологическому состоянию реки и здоровью населения, для государства равен нулю.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции