С приходом в Министерство внутренних дел Республики Абхазия нового министра Рауля Лолуа криминогенная ситуация в столице заметно изменилась в лучшую сторону. Рауль Лолуа провел реформу в структуре МВД, упразднил ГАИ и создал единую патрульно-постовую службу, которую усилили кадрами, транспортом, техникой и вывели на улицы города для наведения порядка. Экипажи ППС следят за соблюдением правил дорожного движения, обеспечивают общественный порядок и проверяют транспорт и подозрительных граждан на наличие наркотиков.
Сегодня Сухум поделен на семь районов, и за каждым районом закреплена патрульная машина. Восьмая машина – «старшая», она каждую ночь сопровождает патрули и координирует их деятельность. В ней обязательно находится кто-нибудь из руководства Управления внутренних дел при администрации г. Сухум. Как правило, это: Дмитрий Дбар, подполковник милиции и начальник УВД, Беслан Чкадуа – майор милиции и заместитель начальника УВД и Батал Агрба – капитан милиции и начальник патрульно-постовой службы города.
Рассказывает заместитель начальника УВД Беслан Чкадуа: «В ночное время на патрулировании семь экипажей, и в каждом экипаже по 3-4 человека, то есть до 30 человек. Это мобильные группы, которые перемещаются по городу. Плюс отдельно сотрудники уголовного розыска. Они работают по своей линии. В случае возникновения какой-то ситуации мы их вызываем, они подъезжают к нам и решают те задачи, которые перед нами стоят. Конечно, есть нехватка кадров. Люди работают на износ. Двухсменный режим работы у нас, то есть сутки работают и сутки отдыхают, хотя должны сутки работать и двое отдыхать».
Your browser doesn’t support HTML5
Полгода назад город патрулировала всего одна машина и то с десяти часов вечера до двух ночи. Сегодня патрулирование ведут круглосуточно восемь машин и еще три оборудуются дополнительно. Вчера в день Конституции я напросилась в рейд и три часа ездила вместе с патрульно-постовой службой по городу.
Каждый вечер в 19.00 восемь машин ППС выезжают в ночной дозор. Они патрулируют все районы города всю ночь. Не только объезжают основные автомобильные артерии города, но и колесят по многочисленным боковым ответвлениям трасс, заезжают во дворы больших домов, обходят пешим строем подворотни. Если постовые видят собравшуюся молодежь, подходят, разговаривают, выясняют, что делают ребята одни на улице, отправляют по домам, если слишком поздно.
В каждой машине есть видеорегистратор и алкотестер. Визиров пока нет, но руководство обещает помочь с их приобретением. Планируется закупить мини-визиры и прикрепить их на форму постовых, чтобы фиксировать не только поведение правонарушителей, но и то, как ведут себя с ними сотрудники милиции. В городе круглосуточно работает лаборатория, в которую привозят граждан для освидетельствования. Если они отказываются от этой процедуры, это расценивается как положительный результат, и судебным решением накладывается административное наказание – арест на 15 или на 30 суток.
Во время инструктажа перед началом рейда все экипажи получили список 11 госномерных знаков, которые были украдены на прошлой недели в Сухуме в течение одной ночи, они проводят розыскные мероприятия для выявления лиц, совершивших эти кражи.
Бич наших дорог – нетрезвые водители и люди в состоянии наркотического опьянения за рулем, именно по их вине происходит большинство ДТП, в которых гибнут и калечатся люди. На них направлено основное внимание патрульных служб.
Начальник патрульно-постовой службы Батал Агрба так говорит об этой работе: «Мы за этот месяц свыше 50 водителей в нетрезвом состоянии поймали. Основная масса задержанных – после 24.00. В будние дни это уже редко бывает. Сложно стало пьяного поймать в городе, а первые дни мы «спотыкались» о них».
Батал Агрба отметил, что выпившие люди научились вызывать своих родственников и уезжать с пирушек на такси, потому что никто не хочет платить штраф до шести тысяч рублей за пьяное вождение.
За октябрь и ноябрь сумма штрафов, внесенных через банки в бюджет страны нетрезвыми водителями и нарушителями ПДД, составила около одного миллиона рублей. При этом заработная палата сотрудников милиции составляет в среднем 12-13 тысяч рублей.
Руководители УВД считают, что зарплату необходимо поднимать, и можно разработать механизм премирования сотрудников за успешное выявление грубых правонарушений. На эти цели можно было бы выделить определенный процент от суммы уплаченных штрафов.
Начальник УВД Дмитрий Дбар говорит: «Мы поощряем за выявление пьяного водителя. Это не сфальсифицируешь никак. Если выявили, то идет поощрение, МВД своими силами по тысяче рублей добавляет к зарплате. А если бы у нас какая-то часть штрафов шла на это, сотрудники бы больше получали и больше были заинтересованы в выявлении пьяных. Мы не говорим о том, что за все нарушения надо поощрять, в каких-то случаях сотрудник должен предупреждать. Если же он будет знать, что за это получит деньги, он предупреждать не будет. Поэтому доплачивать надо только за выявление грубых правонарушений».
Патрульные прижали и распространителей марихуаны. В селах выращивают коноплю и привозят ее в город, кто в карманах, кто в бардачке своей машины. Если раньше эти граждане попадались часто, теперь обнаружить их труднее, они стали бояться, такой легкости, как раньше, нет.
Серьезная проблема для патрульных – водители городских маршрутных такси. Дмитрий Дбар информирует о том, какое они оказывают сопротивление: «Они минимально соблюдают правила дорожного движения. Начинаешь делать замечание одному, собираются по 30-40 человек. Плюс у них зачастую нет техосмотра, нет прав, нет путевого листа, машины в технически неисправном состоянии, с этим мы очень серьезно боремся, и будем усиливать эту борьбу. У них ответственности больше, чем у обычного водителя, они возят людей, но они это зачастую не понимают. Я не про всех говорю, а про большую часть. Даже был один такой, который шутил: «Один круг – одна кружка пива!» Они хаотично ставят свои машины, где хотят, там же играют в карты, там же кушают, пьют, мы это будем пресекать».
Очень осложняет работу милиции тот факт, что граждане часто отказываются помогать. Недавно вооруженная группа совершила разбойное нападение. Всех нашли, арестовали, но пострадавшие отказались опознавать бандитов и заявлять на них, пришлось отпустить.
Рейд прошел относительно спокойно. Пик нарушений приходится, как правило, на пятницу и два выходных дня. Оформили штрафы на четырех пьяных водителей, поймали двух дезертиров, несколько человек отправили на освидетельствование, одного сбежавшего вернули в наркологический диспансер. Вот в целом и все. И слава Богу.
Едем с Баталом Агрба по пустому спящему городу, не очень поздно, но на улицах нет машин. Начальник ППС Батал Агрба – живой и обаятельный молодой человек, мастер спорта, футболист, два месяца назад пришел на работу в УВД. Говорит, что от стресса за первый месяц работы сбросил восемь килограммов. Было очень трудно первое время, сейчас немного легче. Он везет меня домой, и мы разговариваем: «Все отдыхают, видите, какая пустая улица Леона. Обычно люди в выходные отдыхают, то есть пьют. Сегодня День Конституции, праздник». «А что им мешает выпить?» – спрашиваю у него. «Салат «Оливье» не делают, – шутит он. – Каждый в деревню хочет поехать к родителям, отдохнуть. В выходные дни у нас столько свадеб, что надо силы поберечь. Мы сегодня постараемся усилить патрулирование, чтобы ни один пьяный не доехал от точки А в точку В, был выявлен и задержан».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия