«Гендерный баланс и четвертая власть»

Объектом медиамониторинга стали все грузинские телеканалы – государственные, частные и региональные. Специалисты изучили содержание информационных выпусков и программ, выходящих в прайм-тайм

Соблюден ли гендерный баланс в эфире грузинских телекомпаний, выясняли представители Хартии журналистской этики Грузии. Медиамониторинг был проведен при поддержке Женского информационного центра и Агентства США по международному развитию. Специалисты сфокусировали внимание на том, в каком свете журналисты освещали действия женщин-политиков и достаточно ли эфирного времени уделялось их предвыборной кампании.

Объектом медиамониторинга стали все грузинские телеканалы – государственные, частные и региональные. Специалисты изучили содержание информационных выпусков и программ, выходящих в прайм-тайм. Медиамониторинг был проведен перед выборами в органы местного самоуправления. Итоги, согласно данным Хартии журналистской этики Грузии, оказались неутешительными: все телекомпании, так или иначе, не уделяют должного внимания правам женщин. Однако больше всего «досталось» Первому каналу. Говорит директор Хартии журналистской этики Грузии Тамар Рухадзе.

«Одна из конкретных рекомендаций касается Первого канала – в эфире следует уделять больше времени и внимания гендерным вопросам. Ведь этому, в отличие от частных телекомпаний, Первый канал обязывает закон. Процентное соотношение уделенного эфирного времени выглядит так: 22 процента – женщинам и, соответственно, 78 – мужчинам. И это – лучший результат, принадлежащий телеканалу «Маэстро». А худший – у канала «Квемо Картли», который уделил женщинам 5 процентов эфирного времени, а мужчинам – 95», – говорит Рухадзе.

Your browser doesn’t support HTML5

«Гендерный баланс и четвертая власть»

Председатель Совета хартии журналистской этики Грузии Натия Купрашвили считает, что сами женщины-политики тоже виноваты в том, что их права часто игнорируются:

«Женщины-кандидаты постоянно подчеркивали, что они более гуманны, что они – представительницы слабого пола, нежные существа, с которыми кандидаты-мужчины должны обращаться должным образом. Мы рекомендуем людям, которые работают над имиджем политиков, объяснить им, что означает гендерное равноправие».

Дискриминационной терминологией грешат практически все телекомпании. Впрочем, в оправдание им Купрашвили говорит, что в данном случае имеет место так называемая неосознанная дискриминация. Досталось и развлекательным шоу, которые, по словам Купрашвили, усиливают гендерные стереотипы.

Для того чтобы немного подсластить горькую пилюлю критики, были отмечены представители средств массовой информации, которые уделили должное внимание освещению гендерных вопросов. Одной из них стала Виктория Букия – автор фильма о фемициде:

«Съемки проходили в нескольких городах Грузии. Моими героями стали родители убитых женщин. Я хотела бы поблагодарить Женский информационный центр за ту мотивацию, которую они дают нам. Впрочем, когда работаешь над темой фемицида, единственная цель – рассказать людям о том, что происходит в нашей стране, в городе, возможно, на нашей улице».

Рекомендации Хартии журналистской этики коснулись не только гендерных вопросов и предвыборного периода. По словам директора организации Тамар Рухадзе, часто журналисты идут на поводу у общества, освещая только актуальные на тот период темы, избегая при этом другие, не менее важные. Несмотря на то, что в последнее время о проблеме насилия над женщинами говорят во всех средствах массовой информации, часто журналистский продукт представляет собой всего лишь констатацию факта, в котором нет попытки провести анализ происходящего, говорит Рухадзе. По ее словам, с подобными «болезненными» темами представителям четвертой власти следует обращаться с большей осторожностью, для того чтобы искусственно не усугублять эмоциональный фон в обществе.