Вот уже почти два месяца вся Грузия спорит, у кого должен быть в руках символический «ключ», позволяющий начать прослушивание того или иного телефона. Вопрос далеко не праздный, если учитывать, какую роль в смене правительства Саакашвили сыграло всеобщее мнение народонаселения о том, что «прослушивают всех»...
В те годы дело доходило до абсурда: у моих знакомых в доме работал маляр, который каждое утро показывал комбинацию из трех пальцев... телевизору. Ну, вот так, человек, все разговоры которого в основном крутились вокруг качества краски, был свято убежден, что его не просто прослушивают, но и прослушивают посредством телевизора. Если бы я не знал, что он не только ничего не читает, но и вообще с трудом разбирает буквы, то подумал бы, что он слишком горячий поклонник Джорджа Оруэлла. И понятия не имеет, что телеэкран, посредством которого «Большой брат» слушает всех и вся, – литературный вымысел.
А еще в 2011 году во всех тбилисских подъездах установили освещение на фотоэлементах, которое включается, только когда к ним приближается человек. Народец тут же впал в панику: «это скрытые видеокамеры, чтобы за нами следить».
Со временем все это переросло в массовое помешательство – укоренившаяся с советских времен привычка с умным и загадочным лицом говорить «Это не телефонный разговор» стала почти повсеместной. «Сколько стоит сегодня утром килограмм картошки? О-о-о, это не телефонный разговор». Утрирую, конечно, но самую малость...
Я никогда не мог понять, почему столько совершенно никому неинтересных маленьких человечков массово вбили себе в голову, что их непременно прослушивают, к тому же не упуская ни одного слова? У меня нет четкого объяснения. Вероятно, это связано с внутренней потребностью в высокой самооценке: если меня кто-то прослушивает, значит, я еще чего-то стою.
В 2012 году «националы» ушли, но непререкаемая убежденность народонаселения в том, что их всех круглые сутки прослушивают, так никуда и не делась. Истерики меньше, просто потому, что «ГМ» пока относительно свежая сила и не успела надоесть электорату так сильно, как ЕНД. Но, по сути, привычка с умным лицом произносить «это не телефонный разговор» никуда не делась.
И это при том, что после прихода к власти «ГМ» стало очевидно, что мнение о всеобщей «прослушке» – глубоко преувеличено. Так, по информации МВД, в период с 2009 по 2012 годы ежегодно прослушивали от пяти до семи тысяч абонентов – при этом не всех и не постоянно. В эту цифру входят не только политические и общественные деятели и ни в чем неповинные слесари, но еще и нормальные преступники и криминалы, которых прослушивали всегда и везде. Вероятно от пяти до семи тысяч – немало, кто спорит, но это явно не те масштабы, о которых все думали. Кроме того, не стоит забывать, что одного желания прослушать все взрослое население Грузии явно недостаточно – это невозможно чисто технически...
Но все напрасно. Народонаселение по-прежнему уверено: «нас слушают». Масла в огонь подливает и неожиданное признание «Грузинской мечты», что скрытая «прослушка» необходима с точки зрения безопасности страны. Неисповедимы пути господни... Я так помню, что в августе-сентябре 2012 года командование «Мечты» клятвенно обещало, что само выбросит на помойку все прослушивающее оборудование – типа, «нам незачем прослушивать собственный народ». Но... Как всегда, придя к власти, люди начинают понимать: народ народом, а бандитизм, криминал, наркоторговлю и терроризм никто не отменял...
В итоге парламент принял проект, который лоббировали правительство и МВД, предусматривающий, что «ключ» находится в руках Министерства внутренних дел. Более либеральный проект был заблокирован парламентским большинством.
И пронесся клич по всей стране – «Нас прослушивают... Так же, как раньше». Причем на этот раз не от особо ценных слесарей и маляров, а от вполне уважаемых и авторитетных НПО.
По правде говоря, лично мне все это кажется бурей в стакане, и в данном случае мне ближе позиция власти. Я придерживаюсь либеральных взглядов, но при этом совершенно убежден: либерализм бывает только при сильном государстве. В стране, где слабая система управления, где криминал чувствует себя вольготно, а улицы объяты хаосом, – первыми страдают либерализм и демократия.
Не видел особой трагедии в том, что «прослушкой» баловались «националы» (кроме очень уж возмутительных съемок деталей личной жизни), не впадаю в истерику от того, что то же самое будет делать «Мечта». Не потому, что мне это нравится, а потому, что свято убежден: прослушивали, прослушивают и прослушивать будут ныне, присно и во веки веков. И не только в Грузии, но и везде – пожалуй, наверное, кроме Дании или Норвегии, где прослушивать просто некого.
Это данность, с которой надо примириться. Все слушают всех. Даже Ангелу Меркель... А вы мне про слесарей рассказываете.
Против «прослушки» есть один единственный, но он же железный рецепт – как в «Берегись автомобиля»: «А ты не воруй». И все будет в порядке. И неважно, у кого будет «ключ»...
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции