Сегодня генеральный прокурор Республики Абхазия Алексей Ломия дал пресс-конференцию, на которой прозвучали сенсационные подробности расследования деятельности госкомпании «Черноморэнерго». В частности, следователи установили, что еще в 2008 году из состава «Черноморэнерго» таинственным образом исчезла ИнгурГЭС.
Пресс-конференция генерального прокурора шла более трех часов, Алексей Ломия сделал немало сенсационных заявлений, наиболее шокирующей была информация, которая касалась деятельности гендиректора государственной компании «Черноморэнерго» Резо Зантария.
Генпрокурор сообщил о том, что коллектив «Черноморэнерго» откровенно саботировал проверку, сотрудники ГК отказывались предъявлять следствию документы, писать объяснительные, не отвечали на вопросы следователей. Они жаловались на проверяющих, оказывали давление на прокуратуру, но, несмотря на все это, проверка продолжалась и дала неожиданные и обескураживающие результаты.
Проверяли работу ГК «Черноморэнерго» с 2011 года по настоящее время, но корни происходящего привели Генпрокуратуру в 2008 год, когда по распоряжению президента Сергея Багапша проводилась перерегистрация всех юридических лиц в Республике Абхазия. Тогда в Министерство юстиции при министре Людмиле Ходжашвили был представлен и зарегистрирован новый устав ГК «Черноморэнерго», из которого вдруг почему-то выпали две структуры – ИнгурГЭС и перепадная ГЭС-1, которые вырабатывают в год 3900 млн кВтч электроэнергии и являются основным источником энергообеспечения республики. На тот момент экс-президент Александр Анкваб был премьер-министром. Ни министр юстиции Людмила Ходжашвили, ни председатель Госкомимущества Константин Кация не смогли дать следствию внятное объяснение, как такое могло произойти.
Your browser doesn’t support HTML5
В своем ответе на запрос и.о. секретаря Совета безопасности Республики Абхазия Автандила Гарцкия от 18 июня 2014 года Резо Зантария информирует его о том, что сегодня ООО «ИгнурГЭС» (и входящая в ее состав перепадная ГЭС-1) является юридическим лицом Республики Грузия. Все ремонтно-восстановительные работы и поставка оборудования финансируются правительством Грузии через «Грузэнерго», которому ООО «ИнгурГЭС» принадлежит. А директор «ИнгурГЭС» Мебония считает, что Абхазия ворует электроэнергию у Грузии.
Перед следствием стоит задача разобраться в деталях произошедшего и назвать всех виновных. Решение этой задачи ограничено необходимостью в проведении экспертиз. Для этой цели буквально сегодня в Абхазию приезжает специалист из России, который должен оценить потребности прокуратуры в проведении экспертиз для разного рода проверок, потом будет заключен договор с соответствующими специалистами и начнется работа. Она будет оплачиваться из бюджета страны.
Помимо махинаций с передачей ИнгурГЭС Грузии, в «Черноморэнерго», как говорит следствие, работали и другие схемы перекачивания бюджетных средств в карманы руководства. Одна из них заключалась в том, что под нужды ремонтно-восстановительных бригад, которые устраняли аварии на линии, выписывались командировочные и средства на оплату аренды жилья сотрудникам. Причем, при стоимости однокомнатной квартиры в г. Ткуарчал в 100 тысяч рублей, месячная арендная плата за такую квартиру оформлялась за 109 тысяч рублей. Резо Зантария единолично подписывал договора аренды с несуществующими людьми, бухгалтер оформляла необходимую документацию, а кассир выдавала деньги несуществующему лицу. Генеральная прокуратура возбудила по этому факту уголовное дело и только после этого получила доступ к документации.
Генеральную прокуратуру очень заинтересовал стиль руководства Резо Зантария. Вот что о нем рассказывает Алексей Ломия:
«Мы начали очень скрупулезно и пошагово изучать его менеджмент, то есть то, как он построил свою работу, и вылезли очень неприятные моменты. Например, взять хотя бы по удаленным счетчикам, которые ставили по домам. Я думаю, во вторник или в среду мы возбудим новое уголовное дело по этому факту, потому что этих счетчиков фактически не хватает. Даже если брать по количеству, суммы будут шестизначные, а если это перемножить на работу, которая якобы была выполнена, то сумма, соответственно, возрастет. На них было потрачено в общей сложности 180 миллионов рублей. Львиную долю этих заказов получали российские фирмы. Какой смысл был в том, чтобы их нанимать? Что за работа – установка этих счетчиков? Здесь какой-то особой квалификацией обладать не надо. Вот, например, есть такая фирма «Ингрия», корни ее ведут в Санкт-Петербург. Она получила самый лакомый кусок – заказ на сумму около 50 миллионов рублей. Что происходит? Вот у нас, например, стоят две девятиэтажки рядом. «Черноморэнерго» заключает договор на установку в одной девятиэтажке этих счетчиков и оплачивает сотрудникам приезд из Санкт-Петербурга и отъезд обратно. Через неделю эта же фирма осуществляет аналогичную работу в соседней девятиэтажке, и опять эти сотрудники прилетают и улетают, прилетают и улетают...»
Генеральный прокурор Алексей Ломия продолжает свою сагу о «Черноморэнерго»:
«Самое интересное – дальше. Оказывается, мы запитываем электроэнергией грузинские деревни на территории Грузии. Линия электропередач, которая идет параллельно Ингуру в нижнюю зону, имеет два ответвления, откуда запитаны, по нашим сведениям, четыре села, а по данным бухучета – два села. По нашим оперативным сведениям, около 2000 дворов, а по их сведениям – около 108. Что происходит? До 2012 года туда просто уходила электроэнергия. Потом с нашей стороны инкассатор, будем так его называть, начал переходить на ту сторону и собирать деньги. Была твердая ставка подворно до 2012 года 15 лари, а последняя цифра – 25».
Эти деньги не поступали на счет ГК «Черноморэнерго». Но и это еще не все. Оказывается, существует высоковольтная линия «Палеостоми», которая нигде ни в каких планах и документах не числится, по которой электроэнергия уходила через Батуми в Турцию.
А есть еще махинации с НДС, которые провернул глава «Черноморэнерго», получив 18% от 400 миллионов рублей. И это, наверное, далеко не все. Проверка не закончена. К ней только приступили.
Алексей Ломия проинформировал журналистов о том, что уголовное дело, возбужденное по факту убийства российского предпринимателя Клемантовича и его спутницы, завершено и передано в суд. Следствием получены доказательства вины всех, кто был давно арестован и содержится под стражей. В качестве обвиняемого по этому делу привлечен и депутат парламента Республики Абхазия Нодик Квициния.
По факту гибели Лилии Исламовой из Уфы, которая отдыхала в Абхазии и погибла, катаясь на скутере летом этого года, генпрокурор пояснил, что обвиняемый по этому делу прошел исследование на полиграфе, которое позволило установить, что девушка погибла случайно в результате несчастного случая: скутер захлестнула волна, она упала, а плавать не умела, поэтому утонула. Ему предъявлено обвинение в непредумышленном убийстве.
Что касается незаконной паспортизации, то тут Алексей Ломия сообщил, что у Генеральной прокуратуры есть все основания возбуждать уголовные дела против глав администраций по статье «превышение должностных полномочий», а также против начальников УВД и паспортно-визовых служб по статье «халатность». И Генеральная прокуратура будет это делать.
Алексей Ломия рассказал также и о реформе, которую он проведет в своем ведомстве. Основное ее звено – создание при Генеральной прокуратуре Следственного комитета, в который будут введены все следователи из МВД, СГБ и собственно прокуратуры. Сегодня над каждым следователем по несколько начальников, и любой из них может поставить точку в любом уголовном деле. При Генпрокуратуре будет создан Высший совет, в который войдут три прокурора, представители парламента, администрации президента, научного сообщества и общественности. После того, как реформа будет принята парламентом и вступит в силу, весь состав Генеральной прокуратуры будет выведен за штат, и Высший совет начнет проводить аттестацию всех претендентов на все должности. Только после успешной аттестации будут подписываться приказы о назначении.
Алексей Ломия надеется на то, что эта работа в основном будет завершена к марту 2015 года. В Генеральной прокуратуре сегодня работают 125 сотрудников, бюджет ее составляет 34 миллиона рублей в год, а заработная плата сотрудников – от 7 до 20 тысяч рублей в месяц, ее необходимо увеличивать, и, как сказал Ломия, правительство это понимает и обещает поддержку.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия