Сегодня в Южной Осетии отмечают годовщину избрания первого парламента республики. К этому дню был приурочен круглый стол с участием депутатов первого созыва.
Первый парламент Южной Осетии был избран 24 года назад 9 декабря 1990 года. Собрать сегодня первых народных избранников решил Вячеслав Гобозов, который занимает пост председателя комитета печати и массовых коммуникаций, а в 1990-м также был избран в депутаты. Из 34 первых парламентариев пришли немногие – около 10 человек. Как обычно, стали вспоминать те времена и условия, в которых приходилось работать. Хотя почти все присутствующие потом становились депутатами и ряда следующих созывов, по общему мнению, именно первый созыв был истинно «народным». Говорит Геннадий Кокоев:
«Именно депутатов первого созыва можно назвать «народными депутатами», и вот почему: в зал, где проходили заседания, невозможно было даже руку просунуть, столько там бывало людей. А ты только попробуй сказать что-то не то, каждый депутат чувствовал колоссальную ответственность. Там всегда сидели старики, простые горожане, и попасть в немилость к ним никто не рисковал. Государственное строительство – это как строительство дома, главное – фундамент. Фундамент первым созывом был заложен хороший. И спасибо им за это большое».
По мнению Геннадия Кокоева, депутаты первого парламента имеют бесценный опыт государственного и конституционного строительства. Все документы, которые вырабатывались тем созывом, были безукоризненны с юридической точки зрения. С сожалением он констатировал, что ретроспективный взгляд на последующие созывы показывает отрицательную динамику развития законодательной ветви власти:
Your browser doesn’t support HTML5
«Произошел крен в сторону исполнительной власти. Законодательная ветвь власти оказалась на вторых ролях. Может быть, именно поэтому у нас сегодня есть проблемы в государственном строительстве, в создании системы сдержек и противовесов, придании каждой ветви власти свойственных ей функций. Комфортное состояние безопасности после 2008 года и признание нашей независимости пока не дали тех результатов, на которые, в принципе, и рассчитывали люди».
Отсюда пессимизм, неверие в собственные силы и настроения по присоединению к России, пусть даже в виде части Алагирского района Северной Осетии, продолжил Кокоев.
Юрий Дзиццойты в свою очередь напомнил, что одной из причин борьбы за независимость было сохранение языка и национальной идентичности. А это вернее всего можно сохранить, имея независимое государство.
«Я считаю, нужно держаться за свою признанную республику и строить в нашем государстве то, что еще не было построено до сих пор. Мы всегда знали твердо, чего мы хотим, и благодаря этому добились таких результатов. А эта рефлексия, которая появилась в последнее время, и постоянное сомнение, в какую сторону развиваться, нам только мешают».
Как отметил Дзиццойты, первый парламент не завершил только два важных дела – создание Конституционного суда и выборных органов местного самоуправления. Они не появились в республике до сих пор.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия