Золотая лихорадка по-грузински

В полемику по поводу Сакдриси сегодня в Грузии включены политики, правозащитники и эксперты. При этом адресат нескончаемого потока критики – министр культуры и охраны памятников – остается невозмутимым

Споры вокруг золотого рудника Сакдриси в Болнисском районе после некоторого затишья разгорелись с новой силой. 13 декабря компания RMG Gold вновь приступила к работам на руднике, который, по словам ученых-археологов, является уникальным историческим объектом, датируемым IV тысячелетием до н.э. На Министерство культуры и охраны памятников обрушилась волна критики. Однако в ведомстве утверждают, что решение о возобновлении работ было принято в рамках закона.

На основании какого документа возобновились работы в Сакдриси – этим вопросом задается сегодня вся Грузия. С требованием предоставить документацию, позволившую Министерству культуры и охраны памятников принять решение о возобновлении работ на руднике, выступили сегодня пять неправительственных организаций. Среди них – Ассоциация молодых юристов Грузии. По словам представителя организации Сулхана Саладзе, пока суд рассматривает четыре дела в отношении Сакдриси, работы на нем возобновляться не должны, поскольку ранее он постановил прекратить все работы в Сакдриси до вынесения определенного решения. Однако, судя по всему, в министерстве нашли лазейку: глава ведомства Михаил Гиоргадзе отменил указ, согласно которому рудник был лишен статуса памятника культурного наследия и который опротестовала в суде организация «Зеленая альтернатива», и тут же издал новый, позволивший золотодобывающей компании возобновить работы. Как говорится, ловкость рук и никакого обмана: нет указа – нет дела. Говорит Сулхан Саладзе:

Your browser doesn’t support HTML5

Золотая лихорадка по-грузински

«Ассоциация молодых юристов представляет интересы истцов, которые опротестовали в суде начало широкомасштабных работ. Я пока не видел документа, на основании которого сейчас возобновили работы. Если его не существует в природе, можно сказать, что налицо серьезные нарушения закона. Если же этот документ существует, то важно, насколько была соблюдена процедура его издания и учтены ли требования закона, необходимые для принятия положительного решения о начале широкомасштабных работ».

По его словам, то немногое, что удалось сохранить до 13 декабря этого года, теперь уже вряд ли можно будет восстановить, даже доказав свою правоту в суде.

Участники акции протеста у здания Министерства культуры потребовали призвать к ответу конкретных лиц во главе с самим министром Михаилом Гиоргадзе. На митинг протестующие пришли не с пустыми руками – они привезли из Сакдриси… камни. Говорит активистка организации «Зеленый кулак» Саломе Чантуридзе:

«Эти камни мы разложили перед входом в здание Министерства культуры и охраны памятников. Они уже «переступили», образно выражаясь, через Сакдриси, сейчас же они сделают это в буквальном смысле этого слова».

В полемику по поводу Сакдриси сегодня в Грузии включены политики, правозащитники и эксперты. При этом адресат нескончаемого потока критики – министр культуры и охраны памятников – остается невозмутимым. Глава ведомства продолжает утверждать, что все работы в Сакдриси ведутся в рамках закона. Искусствовед София Киласония считает, что Гиоргадзе наступил на те же грабли, что и в свое время его предшественник Гурам Одишария. Впрочем, в отличие от последнего, нынешний глава ведомства оказался более решительным и не погнушался использовать любые методы для осуществления своего бизнес-плана. Говорит София Киласония:

«Такой человек, как Михаил Гиоргадзе, изначально был выбран неправильно. Впрочем, вполне возможно, что он был назначен именно для осуществления проектов, подобных Сакдриси».

Киласония убеждена, что карьера министра культуры уже стоит под большим вопросом. Однако искусствовед опасается, что «выполнившего свою миссию» министра просто сменит другой чиновник, который продолжит разбрасываться бесценными памятниками грузинской культуры.