Парламент Абхазии ратифицировал Договор между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о союзничестве и стратегическом партнерстве.
Из 28 депутатов 23 проголосовали «за» ратификацию договора с Россией, пять депутатов проголосовали «против», воздержавшихся не было. Против ратификации голосовали депутаты Юрий Зухба, Тимур Квициния, Отари Цвижба, Дмитрий Гунба и Алмас Джопуа.
Договор внес на ратификацию в парламент президент Рауль Хаджимба. Его представитель Дмитрий Шамба, представляя документ, сказал:
«24 ноября 2014 года президентами двух стран был подписан Договор между Республикой Абхазия и Российской Федерацией о союзничестве и стратегическом партнерстве. В соответствии с договором основными сферами сотрудничества будут являться: проведение скоординированной внешней политики, создание общего пространства обороны и безопасности, содействие социально-экономическому развитию Республики Абхазия, создание условий для полноценного участия Республики Абхазия в интеграционных процессах на постсоветском пространстве».
Шамба остановился на тех моментах договора, с которыми не согласилась абхазская сторона. В первую очередь это касалось Объединенной военной группировки, в которую должны были войти Вооруженные силы Абхазии, а командование должно было осуществляться руководством, назначенным российской стороной. После редакции, с которой согласились российские переговорщики, в Объединенную группировку войск будет делегирована одна военная часть, а Вооруженные силы Абхазии будут подчиняться в соответствии с Конституцией Абхазии Верховному главнокомандующему. Вопрос применения Объединенной военной группировки на территории Абхазии будет согласовываться с главнокомандующим Вооруженными силами РА. В договоре отражена и модернизация Вооруженных сил РА, обеспечение их современным вооружением и военной техникой.
Your browser doesn’t support HTML5
Серьезные нарекания вызывало создание Координационного центра органов внутренних дел. Первоначально предусматривалось, что это будет наднациональный орган с компетенцией высших органов внутренних дел России и Абхазии, но после редакции для него был определен статус информационно-координационного центра для содействия органам внутренних дел в реализации их полномочий.
В вопросе охраны государственной границы вернулись на уровень, зафиксированный в Соглашении от 30 апреля 2009 года.
В части унификации законодательства первоначально предполагалось «приведение в соответствие», что в абхазской редакции было заменено на «гармонизацию» и предполагает иную степень взаимодействия. Абхазская сторона разрабатывает свое законодательство самостоятельно при методической помощи российской стороны. Законодательство будет «схожим», но не «идентичным», сказал Шамба.
Он также пояснил, что восемь ведомств Республики Абхазия должны разработать пятнадцать соглашений для развития и детализации отдельных статей договора.
Депутат Отари Цвижба высказался против ратификации и сказал:
«В обществе существует до сих пор неоднозначное мнение. Есть те, кто поддерживает договор, и есть оппоненты. Любой межгосударственный договор несет в себе угрозу нашему суверенитету. Я понимаю, что на сегодняшний день этот договор нужен, но в каком виде? Лично мое мнение, и я хочу его озвучить: если здесь сегодня присутствует хоть малейшее ущемление или утеря суверенитета, а такое все-таки проглядывает, я лично буду голосовать против ратификации этого договора».
Очень обтекаемо высказался и депутат Юрий Зухба, который голосовал против ратификации:
«У нас есть договор 2008 года, который также подразумевает, и там четко прописано, что туда могут вноситься дополнения. Я остаюсь при своем мнении. Я хочу поблагодарить депутатов, они провели немалую работу. Я всех депутатов исключительно услышал, надеюсь, что я тоже был услышан. Данный договор предусматривает множество дополнительных соглашений, конечно, там есть полезные вещи касаемо безопасности. Если депутаты ратифицируют данный договор, я готов принимать участие непосредственно относительно вопросов безопасности».
Ни одного убедительного аргумента в пользу ущемления суверенитета никто из противников подписания договора не привел. Об этом сказал депутат Аслан Кобахия:
«Я понимаю тех людей, которые искренне переживают за будущее Абхазии. Хотя я наблюдаю и за теми людьми, которые на этом спекулируют. А если честно, кому бы я не задавал вопрос: «Где, в какой части данного договора он противоречит Конституции Республики Абхазии?», ни один человек мне не смог конкретно объяснить. Более того, в данном договоре Абхазии предоставляется шанс заниматься модернизацией вооруженных сил. Если бы Российская Федерация покушалась на наш суверенитет, о какой модернизации вооруженных сил могла идти речь?»
Вице-спикер Даур Аршба сообщил о том, что 19 декабря Европарламент рассматривал соглашение между Грузией и Евросоюзом об ассоциативных отношениях. Там осудили договор между Россией и Абхазией, заявили, что это шаг к полной аннексии территории Абхазии, а также указали на территориальную целостность Грузии. Желая убедить коллег, он сказал:
«Исходя из наших взаимоотношений с Грузией, когда у нас нет договора и претензии на территориальную целостность существуют, когда нас называют аннексированной территорией, когда везде блокируются любые попытки Абхазии выйти во внешний мир, когда все европейские структуры выступили против договора о стратегическом сотрудничестве Абхазии и Российской Федерации, когда Грузия стремится в НАТО, мы должны понимать, для чего этот договор нам нужен. Тот, кто сегодня рассматривает необходимость подписания или не подписания, должен в первую очередь исходить из этой ситуации. А остальное, на мой взгляд, вторично».
После обсуждения депутаты решили голосовать открыто поднятием рук. Подавляющее большинство поддержало договор, и его ратификация состоялась.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия