Сегодня в Сухуме бывший руководитель республиканского унитарного предприятия «Черноморэнерго» провел пресс-конференцию, отвечать на вопросы журналистов ему помогала главный бухгалтер Людмила Сысак.
Поводом для обращения к общественности стало уголовное дело, которое возбудила против бывшего руководителя «Черноморэнерго» и главного бухгалтера Генеральная прокуратура Абхазии. Это была первая пресс-конференция Резо Зантария за 12 лет пребывания его на этом посту.
Разговор начался с принадлежности главного источника энергообеспечения Абхазии – ИнгурГЭС, так как в прессе появилась информация, что ИнгурГЭС является юридическим лицом Грузии. Вот что сказал Резо Зантария:
«В 2002 году было принято постановление о том, чтобы принять эту станцию на баланс. На это постановление бывший руководитель «Черноморэнерго» Сергей Васильевич Багапш написал письмо, в письме он указывает, что необходимо сделать, чтобы принять данную станцию на баланс. Он закончил письмо фразой: «Должно быть двухстороннее соглашение между Абхазией и Грузией об установлении квот на электроэнергию и порядок расчета обеих сторон». Вот на этом вопросе передача и принятие на баланс остановились, зашли в тупик. Эту станцию мы никому не передали, она не оспаривается у нас никем, она является нашей собственностью. Цель и задача сегодня войти в эту станцию и стать полноправным хозяином с физическим использованием и обслуживанием станции».
Your browser doesn’t support HTML5
Однако сегодня Абхазия не в состоянии обслуживать станцию из-за отсутствия денег, специалистов и неурегулированности отношений. Работу станции поддерживают 400 сотрудников, все они являются гражданами Грузии. На вопрос о том, почему за 20 лет Абхазия не смогла подготовить своих энергетиков, Резо Зантария сказал, что из-за маленькой заработной платы профессия непопулярна.
Резо Зантария также пояснил, что никакой квоты на потребление энергии у Абхазии нет, никаких ни устных, ни письменных договоренностей на эту тему никогда не было. После войны договорились о том, что Абхазия забирает столько энергии, сколько нужно, остальное поступает в Грузию. Абхазия может стать законным участником рынка электроэнергии, только договорившись с грузинской стороной о статусе ИнгурГЭС и после того, как примет ее на баланс и начнет сама ее обслуживать.
Абхазия получает энергию бесплатно, возникает вопрос, на что расходуются средства, поступающие в виде платежей от населения? На этот вопрос Зантария ответил так:
«Расчетный тариф 40 копеек недостаточен для того, чтобы содержать даже сетевое хозяйство, не говоря уже о высоковольтном, и дисциплина платежей в нашей стране очень слабая».
Осталось неясным, кто несет ответственность за низкую собираемость платежей и что предпринимал Зантария, чтобы повлиять на эту ситуацию.
По поводу заведенного против Резо Зантария уголовного дела по факту неуплаты налогов он заявил, что никакой неуплаты налогов у «Черноморэнерго» никогда не было. И передал слово главному бухгалтеру – Людмиле Сысак. Она сообщила:
«У нас по Комплексному плану была введена в действие программа по замене электрораспределительных приборов по домам. Все организации знают, что есть соглашение между Россией и Абхазией, где четко написано, что работы, которые ведутся за счет этих средств, освобождаются от налогообложения в Абхазии».
С ее слов, работники прокуратуры об этом соглашении ничего не знали и сделали неправомерный вывод о том, что налоги не были уплачены с суммы 179 миллионов рублей, которая выделена под эту программу, на них в 104 домах было заменено все электрооборудование.
По поводу арендной платы за жилье для командировочных, которая превышала стоимость снимаемых квартир, Зантария сказал следующее:
«Мы вынуждены были отправлять их в командировку и частные дома изыскивать, так как средств на содержание и оплату гостиниц у нас не было. Что касается этой суммы, которую прокуратура собрала за пять-шесть лет, это получается около 60 тысяч рублей в месяц. Это много или мало? Если говорить о предприятии, то это очень мало, достаточно мало для 120 человек, которые работают постоянно в командировках».
Резо Зантария заверил журналистов, что хищений средств не было, остается только верить ему на слово. Никакой информации о том, получали ли эти средства те, кому они якобы предназначались, у нас пока нет.
Что касается продажи электроэнергии за пределы Абхазии, Резо Зантария сообщил:
«Всеми перетоками управляет Центр диспетчерского управления (который находится в Тбилиси). Другого оператора нет. Если мы хотим подать ток туда несанкционированно, мы его не продадим без него, а он нам никогда команду не даст, потому что они не признают наши квоты, что это наша часть электроэнергии вот в таком объеме. И он не нагрузит генераторы, чтобы мы смогли выдать энергию на российскую сторону или куда-либо».
Вопрос о том, каким образом директор «Черноморэнерго» передал подведомственное ему предприятие СухумГЭС в аренду на 15 лет частной фирме, в которой его жена является одним из трех учредителей, он перевел в иную плоскость и пытался выяснить у журналистов, а что плохого в том, что он решил восстановить разрушенный объект?
Пресс-конференция длилась более двух часов. Но до вопросов о российских логистических компаниях, учредителем которых, по имеющейся у журналистов информации, является Резо Зантария, о его бизнесе в Абхазии и о том, на какие средства он его развивал, дело, к сожалению, не дошло. Остался за кадром и вопрос о том, сколько средств получила госкомпания «Черноморэнерго» от граждан за потребление электроэнергии и от государства за 12 лет ее управления и как они расходовались.
Людмила Сысак заявила, что намерена подать жалобу в суд на действия прокуратуры. Зантария и Сысак надеются, что суд разберется во всем и даст ответы на все вопросы.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия