ПРАГА---О том, что повлияло на Азербайджан в 2014 году и каковы перспективы на 2015 год, мы побеседовали с президентом Фонда политических исследований Каспийского региона Вафой Гулузаде.
Александр Касаткин: Вафа, что, на ваш взгляд, самое важное произошло в Азербайджане или вокруг Азербайджана, что повлияло на внутреннюю политику и общество в 2014 году?
Вафа Гулузаде: 2014 год, в принципе, был весьма сложным. Я рассматриваю весь этот год в свете событий на Украине и политики России. Азербайджан является членом СНГ и имеет незамороженный вооруженный конфликт с Арменией, за которым стоит Россия, поэтому азербайджанские события обязательно связаны со всем происходящим. В 2014 году была угроза возникновения полномасштабной войны между Азербайджаном и Арменией – была крупная провокация на линии прекращения огня, и после этого по инициативе президента России Владимира Путина состоялась встреча в Сочи между президентами Азербайджана и Армении. По результатам, как будто бы этот конфликт не был обсуждаем, обсуждались, по-видимому, совершенно другие вопросы.
Весь прошлый год прошел на фоне давления России о вступлении Азербайджана в Таможенный союз, так сказать Евразийский союз, возглавляемый Россией. Я считаю, что то, что этого не произошло, как раз и является хорошим достижением. Я надеюсь, что этого не произойдет и в этом году и Азербайджан сможет сохранить свою независимость.
Your browser doesn’t support HTML5
Кроме того, экономический кризис в России вдруг вызвал потепление со стороны Москвы по отношению к Азербайджану. Такие деятели, как Жириновский, публично оскорблявшие Азербайджан и азербайджанский народ, вдруг резко поменяли свою риторику и начали хвалить нас. Пошла хвальба, пошли разговоры о единстве Азербайджана и России, особенно на фоне украинского кризиса, мол, благодаря кризису мы еще более сплотились, – такие заявления делали Рогозин, Жириновский, другие деятели. На этом фоне пошло ухудшение отношений между Азербайджаном и нашим стратегическими союзниками – Европой и Соединенными Штатами Америки.
Азербайджанская политика со дня независимости была прозападной – это была политика укрепления своего хрупкого суверенитета, желание европеизироваться и развивать наши отношения. Экономические проекты, нефте- и газопроводы, транспортные коммуникации – все это говорит о прозападной ориентации Азербайджана. И Баку-Джейхан, и Баку-Тбилиси-Карс, и ТАNАР, который был заключен в 2014 году, – все это говорит о прозападном настрое. На фоне всего этого пошло обострение отношений между Азербайджаном и Соединенными Штатами Америки, различного рода демократическими институтами, которые критиковали Азербайджан в вопросах демократизации, прав человека и т.д. С другой стороны – российское давление на то, чтобы Азербайджан стал членом нового, создаваемого Россией Евразийского союза. Я еще раз повторюсь, что в 2014 году все это было намечено, но не состоялось и, я надеюсь, не состоится, потому что одним из самых важных событий для нашего региона было обрушение рубля в России, экономический кризис, который показал, что Россия – это гигант на глиняных ногах, что российская экономика не готова к конкуренции ни с США, ни с Европой. Более того, она несамодостаточна, без высоких цен на нефть она неконкурентна и не может обеспечить достойную жизнь народам России. Все эти факторы были очень важными, они обозначились в 2014 году, и я считаю, что, в принципе, пока что ни один из этих вопросов не разрешен. Азербайджан пока независим, давление со стороны продолжается, буквально вчера и сегодня было крупное нарушение прекращения огня, что говорит о том, что российское руководство недовольно тем, что Азербайджан не поспешил вместе с Арменией присоединиться к Евразийскому союзу, и оно таким образом оказывает давление на Азербайджан.
Я считаю, что год нам ничего нового не принес, потому что мы не подписали документов с Европейским союзом, мы просто обозначили свое партнерство с Европой, с Соединенными Штатами Америки. В общем, ситуация в целом такая: обострение с Западом и несближение с Россией, хотя сближение наметилось и было очень много позитивной фразеологии в адрес России. Пока я назвал бы ситуацию «жидкой», но уверен в том, что она стабилизируется. Азербайджан снова восстановит свои отношения с Западом, приняв те упреки, которые считает справедливыми, потому что другого пути у нас просто не может быть. Существовать вне мирового сообщества мы никак не можем. Мы должны быть где-то. Россия, в общем-то, не альтернатива для выбора Азербайджана. Она доказала это событиями на Украине. В то же время Азербайджан, как и другие страны – члены СНГ, воспринял все это как реальную угрозу для своего собственного суверенитета – я имею в виду присоединение Крыма к России и ведущиеся боевые действия в Донбассе, на юго-востоке Украины.