При правительстве Грузии начал функционировать новый орган – Межведомственный совет по внешней политике. О его создании стало известно сегодня после того, как соответствующее решение подписал премьер-министр Ираклий Гарибашвили.
Появление нового совещательного органа при правительстве стало весьма неожиданным событием. Грузинские журналисты не исключают, что Межведомственный совет по внешней политике создавался либо в тайне от всех, либо в спешке. В пользу спешки говорит и то, что первое заседание нового совета провели сегодня, спустя всего пару часов после объявления о его создании. Члены правительства и депутаты, прибывшие на совещание, с журналистами не общались. То ли не хотели, то ли попросту не знали, о чем говорить. Глава парламентского комитета по внешним связям Тедо Джапаридзе был единственным, кто сделал комментарий:
«Совет создается не потому, что какое-то ведомство, например, Министерство иностранных дел, работает плохо. Наоборот, совет создается для того, чтобы государственные ведомства работали более эффективно и координировано. Я думаю, что внешняя политика является как раз тем направлением, которому необходимо больше координации, согласия, больше дебатов и дискуссий», – несколько пространно объяснил Джапаридзе.
Новый орган под руководством премьер-министра Ираклия Гарибашвили будет определять основные направления внешней политики, а также давать рекомендации соответствующим ведомствам и отдельным чиновникам.
Your browser doesn’t support HTML5
В самом совещательном органе будут представлены сразу несколько министерств. Кроме того, туда войдут руководитель администрации правительства вместе со своим заместителем, глава Экономического совета, глава Совета безопасности и управления кризисами при премьере, спикер парламента и несколько депутатов.
Грузинский политолог Корнели Какачия не исключает, что такая мобилизация сил обусловлена малоэффективной политикой руководства страны на внешней арене. Также он объясняет, почему, по его мнению, в совете не нашлось места спецпредставителю премьер-министра по вопросам урегулирования отношений с Россией Зурабу Абашидзе:
«Кроме того, что касается отношений с Евросоюзом, в смысле подписания соглашения об ассоциации, во внешней политике ничего нового нет. Если опять же не считать так называемого процесса нормализации отношений с Россией. Более или менее успешно он (процесс) продвигается, потому, видимо, в совете нет спецпредставителя премьера (Зураба Абашидзе). Но в то же время не заметно никаких важных положительных сдвигов в отношениях с нашими партнерами, такими как Украина и США. Наоборот, в этом направлении даже заметны некоторые проблемы. Думаю, в правительстве их видят, хотя и не признают вслух. К тому же существует большая проблема координации во внешней политике», – говорит Какачия, пояснив, что в руководстве страны до сих не определились, кто должен представлять государство на международных трибунах.
Между тем новый совет уже подвергся критике со стороны оппозиции. Один из лидеров «Единого национального движения» Гига Бокерия призвал правительство заняться делом, вместо того чтобы создавать заведомо бесполезные комиссии и советы:
«Как говорил Илья Чавчавадзе, «если хочешь навредить делу, то создай комиссию». Вот это сегодня главный лозунг и девиз команды Иванишвили», – сказал Бокерия.
К слову, склонность к созданию разного рода комиссий и советов за новым руководством страны оппоненты власти замечали и ранее. Так, в свое время многие в Грузии раскритиковали решение премьер-министра о создании дополнительного Совета безопасности – Совета безопасности и управления кризисами, который был сформирован при правительстве, так как аналогичный орган существует при президенте.