Девять дней одного года

Часть абхазского общества то, что произошло 27 мая в Сухуме, именует не иначе как государственным переворотом. Другие с этим категорически не согласны

Пока в Абхазии продолжались почти сплошные новогодние выходные дни, я решил подвести некоторые итоги ушедшего года и выделить несколько наиболее важных событий, сформулировав соответствующие номинации. Получилось девять. Вот они в хронологическом порядке.

ВОСХОЖДЕНИЕ ГОДА. 11 января 2014 года группа молодых абхазских альпинистов совершила восхождение на высочайшую вершину Западного полушария – гору Аконкагуа в Андах, на территории Аргентины, 6940 метров над уровнем моря. В составе группы были Тенгиз Тарба (начальник информационного отдела МИД Абхазии), Владимир Гулиа и Дамей Агрба, а также один из самых известных в мире альпинистов швед Йохан Нильсен и проводник-аргентинец Хулио Вианна. На вершине был установлен государственный флаг Республики Абхазия.

ШТУРМ ГОДА. Часть абхазского общества то, что произошло 27 мая в Сухуме, именует не иначе как государственным переворотом. Другие с этим категорически не согласны, приводя следующие доводы: а) экс-президент А. Анкваб потом сам подписал заявление об отставке, б) власть никто не захватывал, главу государства позднее избрали на всеобщих демократических выборах, в) перевороты бывают дворцовые, а тут на сход собралась масса народа; сперва одни СМИ называли цифру 5 тысяч, другие – 10 тысяч, спустя время появилась цифра 20 тысяч. Но слова «революция», которое до горбачевской перестройки для нас, как и во всем СССР, звучало гордо, они при этом чураются. Наверняка свой вклад в такое отношение к нему внесли и так называемые цветные революции XXI века на постсоветского пространстве, прежде всего «розовая революция», которой так гордились когда-то в Грузии. А вот со словом «штурм» вроде никто не спорит. Хотя большинство предпочитает говорить и вовсе нейтрально – «майские события».

Your browser doesn’t support HTML5

Девять дней одного года

ОТСТАВКА ГОДА. 1 июня ближе к вечеру третий президент Абхазии Александр Анкваб, пробыв в этой должности чуть больше половины отведенного Конституцией пятилетнего срока, подал в отставку. Это произошло на российской военной базе в Гудауте, куда он спешно выехал вечером 27 мая из здания администрации президента во время штурма того участниками народного схода.

ОГНЕННАЯ ЗАПАДНЯ ГОДА. 1 августа, около шести вечера, на трассе Черноморского шоссе в районе села Верхняя Эшера произошло дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом. Бронированный автомобиль «Ауди», в котором находились председатель Национального банка Абхазии Илларион Аргун и начальник службы безопасности банка Джейран Кирвал-оглы, свернув с трассы, наехал на скалу и загорелся. В результате возгорания двери автомашины были заблокированы, находившиеся в ее салоне погибли от удушья. Сразу поползли слухи, что к этому ДТП кто-то приложил руку. Но поиски встречной машины, которая будто бы спровоцировала его, ничего не дали.

ПОТОП ГОДА. В ночь на 7 августа на столицу Абхазии и на другие регионы республики обрушился продолжительный ливень с грозой и шквалистым ветром. Упало много поваленных ураганом деревьев, оказались затоплены прибрежные улицы и некоторые помещения, были сорваны крыши отдельных домов. Автомобильное движение на многих дорогах оказалось парализовано. Сухум долго потом приходил в себя, а грязевые следы на улицах в его приморской части сохранялись до середины осени. Впрочем, оптимисты рассуждали: все-таки лучше, что этот ураган и потоп не произошли позже, 24 августа, а то еще пришлось бы ко всему прочему переносить президентские выборы.

ОБЛЕГЧЕНИЕ ГОДА. 24 августа, почти ровно спустя три года после предыдущих, в Абхазии состоялись президентские выборы – и снова внеочередные. Как всегда, после этого кто-то бурно радовался победе, кто-то – переживал поражение своей команды, но, по многим впечатлениям, не вовлеченные в политическую борьбу, а таких всегда большинство, испытали после выборов, прежде всего, чувство облегчения. Во-первых, потому что выборы закончились первым туром, во-вторых, потому что слишком долго и упорно шла к этой победе команда Рауля Хаджимба, а потому иной исход выборов вызвал бы ее резкое неприятие и сопротивление.

ДОГОВОР ГОДА. 13 октября президент РА Рауль Хаджимба представил на рассмотрение парламента республики разработанный российской стороной проект Договора между Абхазией и Россией о союзничестве и интеграции. И тут же не только в парламенте, но и в обществе в целом развернулись бурные дискуссии. Многие, и не только в среде оппозиции, высказывали мнение, что это шаг к утрате суверенитета республики. В итоге спустя почти полтора месяца в Сочи существенно переработанный абхазской стороной и с измененным названием – о союзничестве и стратегическом партнерстве – договор был подписан президентами обеих стран.

МИНИСТР НА ЧАС ГОДА. 21 октября президент Рауль Хаджимба и премьер-министр Беслан Бутба имели продолжительную беседу с недавно назначенным министром здравоохранения Давидом Гунба. Тот, спустя нескольких дней после своего назначения, заявил, что не справится с работой министра и подает заявление об уходе. Что произошло за эти несколько дней, доподлинно так и не стало известно, ходили только разные версии.

СОЛИДАРНОСТЬ ГОДА. 23 октября президент РА подписал указ о назначении директором государственного информационного агентства «Апсныпресс» Ренаты Чагава. В знак протеста и солидарности с бывшим директором ГИА Мананой Гургулия с работы ушел и весь журналистский коллектив агентства. Позже, в декабре, М. Гургулия и ряд бывших сотрудников ГИА создали первое в Абхазии частное информагентство «Абхазия-Информ».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия