«Мы осуждаем терроризм, но также мы осуждаем карикатуры, оскорбляющие религии» – под таким лозунгом на улицы сегодня вышли жители Панкисского ущелья Грузии. Этнические чеченцы-кистинцы провели акцию протеста в селении Дуиси. Собравшиеся заявили, что карикатуры и шаржи, которые публикуются во французском журнале «Шарли Эбдо», оскорбляют их религиозные чувства.
Наивно было бы предполагать, что кто-либо из жителей Панкиси видел или держал в руках журнал «Шарли Эбдо», но при этом выразить протест против французского издания собрались сотни человек. Стоит отметить, что такие многочисленные акции для Панкиси – редкость. Так как отношение к уличным собраниям у кистинцев, как правило, пассивное. Например, в ноябре прошлого года на широко анонсированную акцию с требованием освободить задержанных за драку с грузинами кистинцев вышли около ста человек, несмотря на то, что событию предшествовал большой резонанс, а митинг готовили заранее.
Но, по всей видимости, журналу «Шарли Эбдо» удалось консолидировать кистинцев сильнее. По разным данным, сказать свое «нет» карикатурам на религиозные темы сегодня вышли от трехсот до полутысячи жителей ущелья. При этом организаторы акции подчеркивали, что они также осуждают терроризм и факт расправы над французскими журналистами. Однако у собравшихся на этот счет были разные взгляды. Своим мнением с журналистами поделился участник акции Амур Хангошвили:
Your browser doesn’t support HTML5
«Убийц тех людей (журналистов «Шарли Эбдо») нужно искать в редакции журнала. Я осуждаю терроризм. Но отмечу, что мусульмане всегда выступали против подобных карикатур и в редакции не могли не знать о том, какая реакция может последовать за всем этим. Несмотря на это, они продолжают заниматься тем же и сейчас, уже после трагедии. Они сами провоцируют мусульман. Потому считаю, что убийцы – это сами редакторы журнала».
Как говорили многие участники, их возмущают и карикатуры на христианские темы.
Между тем в Панкиси, где проживает немало идеологических противников нынешних чеченских властей, нашлись такие, кто обратил внимание на совпадение времени проведения двух акций – в ущелье и в Грозном, где жители вышли на улицы с аналогичным протестом. Но организаторы в Панкиси назвали это совпадением.
Фривольное отношение к религиозным темам осуждают и в грузинской православной церкви. И судя по всему, светские власти в этом вопросе пошли навстречу духовным – готовятся соответствующие поправки в Уголовный кодекс Грузии, которые должны будут защищать чувства верующих от высказываний в СМИ. Об этом заявил заместитель министра внутренних дел Леван Изория:
«Для стабильности, для мирного сосуществования между представителями разных религий обязательно должна существовать уголовно-правовая норма, предусматривающая наказание за попытки разжигания ненависти в обществе, в том числе на религиозной почве», – сказал Леван Изория.
При этом речь идет не только о правах верующих. Наказуемыми будут и попытки разжигания ненависти по национальному, половому признаку и так далее.
Новость о готовящихся изменениях в Уголовный кодекс тем временем неоднозначно была воспринята среди грузинских журналистов и правозащитников. Исполнительный директор неправительственной организации «Хартия этики» Тамар Рухадзе считает, что поправки в первую очередь таят в себе определенную опасность для свободы слова в Грузии:
«Та форма, в которой предложены эти изменения, порождает много вопросов. Сама формулировка – «разжигание ненависти» – очень туманная. Что конкретно стоит под этим понимать? Что имеется в виду? Эти поправки выглядят неполноценными. Нет соответствующих разъяснений, неизвестны регламентирующие нормы, которые проведут грань между свободой слова и разжиганием ненависти. Все это дает возможность для интерпретаций, и вот тут назревает вопрос – кто и как может воспользоваться этим завтра?»
При этом, по ее словам, такая правовая мера действительно задействована в некоторых странах Европы, но там все строго регламентировано и журналистам объясняют, где проходит так называемая красная линия. Однако грузинские инициаторы законопроекта призывают общество не опасаться и обещают, что на свободе слова эти изменения в УК никаким образом не скажутся.