Объективность или патриотизм?

Каким могло быть сосуществование врагов под одной крышей во время войны – грузина и чеченца, воюющего на стороне абхазов, рассказал зрителю режиссер Заза Урушадзе

Фильм «Мандарины» Зазы Урушадзе будет бороться за «Оскар». Грузино-эстонская кинопродукция представлена в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». Сегодня картину Урушадзе чествовали на приеме, организованном Министерством культуры и охраны памятников Грузии.

Каким могло быть сосуществование врагов под одной крышей во время войны – грузина и чеченца, воюющего на стороне абхазов, рассказал зрителю Заза Урушадзе. Действие картины разворачивается в эстонском поселении в Абхазии. В качестве третьей силы – носителя своего рода здравого смысла – в фильме выступает пожилой эстонец, который отказался покинуть свой дом и теперь вынужден наблюдать за тем, как грузины и абхазы воюют за его, в том числе, мандарины. «Цитрусовая война» членам Академии кинематографических искусств и наук пришлась по вкусу – «Мандарины» были номинированы на «Оскар». Немного не дотянул «Кукурузный остров» Георгия Овашвили – пройдя первый этап отбора, фильм был включен в девятку претендентов, но в заветную «пятерку» номинантов так и не попал. Впрочем, сегодня оба режиссера – как Урушадзе, так и Овашвили были награждены высшим призом Министерства культуры «Жрец искусства». Поздравил режиссеров и премьер-министр Грузии Ираклий Гарибашвили:

«Я с гордостью хочу отметить, что это победа не только Зазы Урушадзе, но и грузинского таланта в целом. Вы, господин Заза, еще раз доказали, что мы – талантливый народ с большим потенциалом. Это победа всего грузинского кино».

Your browser doesn’t support HTML5

Объективность или патриотизм?

По словам самого Зазы Урушадзе, каждый режиссер мечтает быть номинированным на «Оскар» или «Золотой глобус». А то, что «Мандарины» получили возможность побороться за обе премии, – вдвойне приятно, говорит режиссер.

Однако нужно сказать, что, несмотря на общий ажиотаж в обществе и СМИ вокруг картины Урушадзе, кинокритики приняли ее достаточно холодно. Искусствовед Тео Хатиашвили признается, что «Мандарины» ей не понравились. Впрочем, сейчас она испытывает смешанные чувства.

«С одной стороны, я, как кинокритик, абсолютно объективно оцениваю картину и могу сказать, что мне она не нравится. Но, с другой стороны, у меня, у грузинки, конечно, есть некое чувство патриотической гордости – ведь имя грузинского режиссера прозвучит на форуме международного масштаба. Поэтому та эйфория, которая возникла сейчас в обществе, меня не удивляет. Мы не избалованы подобными прецедентами. Единственный грузинский фильм, который был номинирован на «Оскар», – «1001 рецепт влюбленного кулинара» Наны Джорджадзе. И было это довольно давно. Несмотря на это, я скептически оцениваю шансы фильма Зазы Урушадзе на победу», – говорит Хатиашвили.

Картину Урушадзе на «Оскаре» представит Эстония, поскольку фильм является совместной грузино-эстонской продукцией. По словам Хатиашвили, в том, что «Мандаринам» удалось попасть в пятерку номинантов, – главным образом заслуга эстонской стороны, которая провела, по ее словам, качественную рекламную кампанию картины. Грузинским продюсерам есть чему поучиться, считает искусствовед:

«Для нас это может послужить хорошим примером, уроком. Потому что, в принципе, у фильма Овашвили тоже были шансы – и не меньшие, чем у картины Урушадзе. Но из-за отсутствия рекламной кампании, нашей мягкотелости мы не смогли представить фильм должным образом».

Вместе с фильмом Урушадзе за золотую статуэтку «Оскара» поборются фильмы польского, мавританского, аргентинского и российского производства. Хатиашвили предполагает, что победа может достаться «Левиафану» Звягинцева. По ее словам, политизированность кинопремии уже давно ни для кого не секрет. Впрочем, с другой стороны, говорит Хатиашвили, «Оскар» любит преподносить сюрпризы – каким будет окончательное решение Американской киноакадемии, мир узнает 22 февраля.