В субботу министр иностранных дел Южной Осетии Давид Санакоев слил одному из югоосетинских интернет-изданий проект договора о союзничестве и интеграции Южной Осетии с Россией, утвержденный политсоветом 12 сентября. Критики напоминают, что чиновник пошел наперекор официальной позиции, ведь власти обещали обнародовать документ только после согласования с Москвой.
Соратники министра иностранных дел Южной Осетии Давида Санакоева из партии «Новая Осетия» считают обнародование документа ответственным шагом, который пресек волну слухов, домыслов и дезинформации, сопровождавших деятельность рабочей группы политсовета.
С резкой критикой чиновника выступила партия «Единая Осетия». Парламентское большинство обвиняет министра в предательстве президента Леонида Тибилова, так как, по их мнению, Давид Санакоев опубликовал проект договора без его согласия. В «Единой Осетии» расценивают данный шаг как попытку информационного давления на членов политсовета, дабы не допустить выработку более интеграционного межгосударственного соглашения. Кроме того, парламентское большинство грозится провалить ратификацию данного варианта договора в парламенте, а то и выразить недоверие самому министру.
Спикер парламента и член политсовета Южной Осетии Анатолий Бибилов не может скрыть возмущения. Он против публикации предварительного варианта договора. Бибилов говорит, что члены политсовета дали слово президенту Тибилову предоставить СМИ только согласованный с Россией проект соглашения:
Your browser doesn’t support HTML5
«Я его спрашивал (Санакоева), чем было обосновано, что он решил выложить вот этот, как его даже назвать, проект, рабочий документ. Я не услышал от министра иностранных дел внятного ответа. Он ответил, что вот в интернете есть публикации определенные, непонятно какие, и он не смог ответить какие, где его обвиняют в бездействии, что он не работает над договором. Я говорю, ну подождите, реагировать на это такими методами – вот я решил, государственный чиновник, среагировать и выкинуть какую-то информацию, абсолютно не обсужденную сторонами, по меньшей мере, это безответственно. Руководитель государства был, мягко говоря, в недоумении, потому что, насколько я понял, до этого разговор у них состоялся, и со слов министра иностранных дел руководитель (президент) просил его до момента доработки проекта, до момента, пока пройдут все согласования со сторонами, чтобы он этого не делал. И он согласился с этим. «Да мне руководитель сказал, что пока рано, но я так решил», – сказал Санакоев. Ну не может человек, который занимает государственную должность, который возглавляет одно из самых серьезных ведомств, взять на себя ответственность за президента, за политсовет. Это неправильно», – возмущается Анатолий Бибилов.
По мнению экспертов, следящих за процессом подготовки документа, в политсовете обострилось противостояние разных групп влияния. Многие мои собеседники на условиях анонимности утверждают, что слив в «Осинформ» осуществлен Санакоевым по согласованию с высокопоставленными лоббистами так называемого абхазского варианта договора. Напомню, до публикации ряд лидеров югоосетинских партий призвали политсовет обнародовать документ, а сразу после его появления в СМИ многие из них выступили в поддержку министра иностранных дел.
Градус напряженности растет и в связи с предстоящими президентскими выборами. Югоосетинские политические силы решили заявить о себе накануне президентской кампании. В этой связи показательно противостояние «Народной партии» – сторонников абхазского варианта договора и «Единой Осетии», выступающей за вступление Южной Осетии в состав России. Конкуренция между Анатолием Бибиловым – победителем парламентских выборов и Давидом Санакоевым, с треском их проигравшим, также обострилась на фоне подписания стратегического договора с Россией. Таким образом, неожиданный всплеск активности непарламентских партий объясняется их попыткой набрать политические очки на популярной теме.
«Подковерная борьба идет между сторонниками большей и меньшей интеграции. Споры идут вокруг этих аспектов. Здесь очень многое зависит от личностей, межличностных отношений, и провести четкий водораздел не предоставляется возможным. Не все понимают содержание слова «интеграция». Многие у нас апеллируют к абхазскому договору, забывая, что у нас изначально договор по-другому сформулирован и, соответственно, цели другие. Опубликованный Санакоевым договор приближен к абхазскому варианту», – говорит югоосетинский эксперт Юрий Вазагов.
По его мнению, Южной Осетии не стоит ориентироваться на абхазский договор, так как у Абхазии иной, чем у Южной Осетии внешнеполитический курс.
Как бы ни обострялось внутриполитическое противостояние в Южной Осетии, поступок министра иностранных дел, если он действительно пошел против воли главы государства, многие называют «вопиющим». Как пояснил один из российских экспертов на условиях анонимности, «слив документа в интернет самим главой МИД характеризует уровень кадров в Южной Осетии. Это говорит о полном отсутствии дисциплины. Если президент запретил публиковать какой бы то ни было материал в СМИ, значит, госслужащие должны подчиняться решению президента. Это провал кадровой политики. Это нонсенс. Получается, что администрация президента не контролирует своих чиновников, либо утечка была спланирована. Если так, то все сработано очень топорно, это показывает катастрофическую ситуацию в органах власти Южной Осетии. Сами действия министра вопиющие».
Большинство партий, участвовавших в круглом столе в субботу, на котором впервые открыто обсуждался югоосетинский проект договора об интеграции с Россией, не стали комментировать действия министра. Открыто поддержала Санакоева квази-партия «Фидан», не допущенная ЦИКом к парламентским выборам. Примечательно, что в таком же духе высказалась в своей статье председатель Союза предпринимателей Марина Дзигоева. Если вспомнить, что Дзигоева пыталась пройти в парламент по спискам партии «Фидан», то версия о спланированном характере слива документа в интернете выглядит убедительней.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия