«Я все равно победила»

Ирина Келехсаева надеется, что югоосетинские коллеги извлекут из ее истории урок

Сегодня Цхинвалский городской суд отказал в удовлетворении иска журналистки «Эха Кавказа» Ирины Келехсаевой к МВД Южной Осетии. Поводом для обращения в суд стала статья пресс-службы ведомства, опубликованная в августе 2014 года на одном из государственных сайтов. По мнению журналистки, в ней содержались клевета и оскорбления в ее адрес. Материал пресс-службы министерства был посвящен репортажу Келехсаевой, который вышел в эфире нашего радио.

То, что на сегодняшнем заседании суда будет вынесен вердикт, стало неожиданностью. Интересы МВД в суде представлял Иван Соловьев, которого, по словам Ирины Келехсаевой, представили как советника министра внутренних дел Южной Осетии. Сегодня же сотрудники ведомства представили суду заключение экспертизы текста спорной статьи пресс-службы ведомства под названием «Надо слышать не только звон…», которая была проведена в Центре правовых и технических экспертиз Башкирского госуниверситета 22 декабря 2014 года. В заключении говорится, что сообщение пресс-службы МВД «не содержит оборотов, оскорбляющих честь и достоинство Келехсаевой». Результаты данной экспертизы были учтены судьей Зариной Козаевой при вынесении решения. Ирина Келехсаева говорит, что не считает себя проигравшей стороной. Она называет удачей сам факт судебного разбирательства:

Your browser doesn’t support HTML5

«Я все равно победила»

«Я считаю для себя журналистской удачей, что увидела под этим материалом авторство пресс-службы МВД. Это дало мне право подать против них иск. Я считаю, что при любом раскладе и решении городского судьи я все равно победила, потому что моей главной целью было привлечение внимания к проблемам журналистов, к тому, как к ним относятся. Я думаю, что в следующий раз, когда какая-нибудь пресс-служба МВД, правительства или кого-то еще захочет вот так же некорректно выставить журналистов в очень нелицеприятном свете и позволит себе некорректные выражения в его адрес, они лишний раз задумаются. Я считаю, пресс-служба МВД тоже сделала для себя выводы. А я себя проигравшей стороной не считаю».

Публикация анонимных статей, в которых обливают грязью неугодных журналистов и не только их, стала нормой для официальных югоосетинских СМИ. «Журналистов можно оскорбить, облить грязью, причем, как правило, это бывает в анонимной форме. Это все пора прекратить», – говорит Ирина Келехсаева.

Журналистка по-прежнему считает, что ее оклеветали, и указывает на два утверждения, которые содержатся в известной статье пресс-службы Министерства внутренних дел. В ней говорится, что Келехсаева назвала молодого человека, героя сюжета, наркоманом, и что во всех своих материалах она ссылается на анонимные источники. Оба эти утверждения являются ложными и клеветническими, считает журналистка. «Другое дело, что я уже этого не хочу», – говорит Ирина Келехсаева. Участие в судебном процессе отнимает много времени, сил и денег. Журналисты себе, как правило, этого позволить не могут. Организаций же, которые бы оказывали поддержку представителям СМИ, столкнувшимся с такими проблемами, в Южной Осетии фактически нет.

Президент медиа-центра «Ир» Ирина Гаглоева называет одной из причин происходящего недостаточную сплоченность журналистского сообщества Южной Осетии:

«Ведь все журналисты видели, что обвинение в адрес Келехсаевой было несправедливо. Несмотря на наличие и Союза журналистов, и еще разных неправительственных организаций, я нигде не слышала их голос, чтобы они ее поддержали. Все же у нас слабо идет работа по развитию и укреплению независимой журналистики. Это серьезно сказывается. Ирина стала жертвой того, что независимая журналистика никем и ничем не защищена».

Сама Келехсаева надеется, что югоосетинские коллеги извлекут из ее истории урок:

«Я надеюсь, что журналистское сообщество будет более сплоченным, и вместо того, чтобы соглашаться на публикацию вот этих пасквилей в адрес своих коллег, (они) смогут сказать нет».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия