Прокуратура Грузии возбудила уголовное дело, которое может стоить свободы ряду бывших чиновников МВД. Начавшееся расследование тесно перекликается с так называемым делом Амирана Робакидзе, который был убит сотрудниками правоохранительных органов в Тбилиси в 2004 году. Поводом для начала следствия стало заявление омбудсмена.
В сообщении, которое сегодня распространила Главная прокуратура Грузии, говорится о возбуждении дела сразу по нескольким статьям – организация умышленного убийства при отягчающих обстоятельствах и превышение служебных полномочий. Обвинения фигурантам дела, среди которых бывший глава полиции одного из районов Тбилиси Ираклий Пирцхалава, пока не предъявлены.
На силовиков, работавших в МВД во время правления «Единого национального движения», указал Народный защитник Уча Нануашвили. Он рассказал о встрече с неким Лашей Шавидзе, который сейчас отбывает наказание в одной из колоний. Шавидзе поведал ему о том, что Пирцхалава вместе с тремя бывшими сотрудниками криминальной полиции замышлял убийство матери Амирана Робакидзе, застреленного полицейским в Тбилиси в ноябре 2004-го.
Напомню, что убийство девятнадцатилетнего Робакидзе вызвало большой резонанс, так как изначально в МВД утверждали, что он являлся членом преступной группировки и был застрелен при оказании сопротивления. Но под давлением правозащитников, близких и родных погибшего один из патрульных полицейских признался, что выстрелил в безоружного Робакидзе случайно. Силовика разжаловали и осудили, но общественное недовольство продолжало расти все последующие годы. По словам омбудсмена, устранить мать Робакидзе планировалось в 2008 году, именно тогда был задержан Шавидзе.
Your browser doesn’t support HTML5
«Осужденный (Лаша Шавидзе) заявляет, что Ираклий Пирцхалава после задержания пригрозил ему длительным лишением свободы за наркопреступления. Но в случае, если бы он согласился убить Ию Метревели (мать Амирана Робакидзе), то в скором времени бы вышел на свободу. Шавидзе говорит, что у него не было выбора и он согласился. Согласно сценарию, он должен был убить Метревели в одном из магазинов, инсценировав ограбление. После этого его бы задержали, но обеспечили комфортное пребывание в тюрьме, он ни в чем не испытывал бы недостатка, в том числе и в наркотиках», – заявил Уча Нануашвили.
Из сказанного Народным защитником также следует, что Шавидзе вскоре после беседы с полицейскими удалось покинуть Грузию, но, когда он спустя какое-то время вернулся обратно, его задержали. С тех пор Шавидзе находится за решеткой.
Существование заключенного, породившего, по сути, новый скандал, подтверждает и сама Ия Метревели. В комментарии «Эху Кавказа» она рассказала, что давно знакома с Шавидзе:
«Приблизительно уже год, как я о нем узнала. Этот молодой человек уже тогда (год назад) позвонил мне из колонии и сказал, что он получил задание меня убить и, в принципе, пересказал все, о чем говорил господин Нануашвили. Сначала я ему не верила, но, когда он позвонил в третий раз и начал рассказывать о таких деталях, о которых знают мало людей, мне это показалось убедительным», – призналась Метревели.
Позже, по ее словам, он передал эту информацию и адвокатам.
На обвинения в свой адрес уже ответил сам Ираклий Пирцхалава. Он называет странным то, что о Шавидзе, о существовании которого было известно еще год назад, заговорили только сейчас. Странным ему кажется и то, что эту тему подняли именно тогда, когда на власти обрушился шквал неудобных вопросов, связанных с гибелью бизнесмена и общественного деятеля, а также друга семьи Робакидзе – Юрия Вазагашвили.
«Если бы доказательств того, что мы все услышали, существовало хотя бы на одну йоту, то уверяю, я бы сейчас не сидел на свободе и не общался с журналистами. Начался политический прессинг на полицейских, как на бывших, так и на действующих. Власти пытаются отвлечь внимание населения от потока обвинений в свой адрес. С сегодняшнего дня я не смогу называть нашего омбудсмена Народным защитником. Это криминальный защитник», – сказал Пирцхалава журналистам.
По всей видимости, не совсем уверены в достоверности услышанного и некоторые депутаты от большинства. Представитель Республиканской партии Тина Хидашели не исключила, что омбудсмена могли ввести в заблуждение:
«Когда Народный защитник делает такие заявления, то считаю, что правоохранительные органы должны реагировать должным образом, но, разумеется, начинать сразу же следствие не стоит. Однако нужно выяснить, было ли это злой шуткой над Учей Нануашвили или же за этим правда что-то стоит».
Возможно, с мнением депутата отчасти согласны и в прокуратуре, и именно потому там не спешат предъявлять обвинения фигурантам дела. Но, как бы то ни было, в Грузии уже звучат предположения, что начатое прокуратурой следствие может помочь правоохранительным органам поставить точку в расследовании «дела Амирана Робакидзе». Хотя возможно и обратное – завести его в тупик.