ПРАГА---Представители малого и среднего бизнеса на прошедшей неделе провели у здания правительства Армении акцию протеста против введения нового налогового администрирования, потребовав отменить поправки в закон о налоге с оборота. В июне 2014 года парламент Армении окончательным чтением принял поправки в закон о налоге с оборота. С 1 октября 2014 года для предприятий с оборотом до 58 миллионов драмов в год налог с оборота снижается с 3,5% до 1%. Одновременно предприниматели обязаны предоставлять в Министерство финансов Армении отчеты и счет-фактуры на каждый товар, иначе будут оштрафованы налоговой службой. По утверждению представителей малого и среднего бизнеса, вступающие в силу с 1 февраля поправки в закон уничтожат малый и средний бизнес. Мы обратились к экономисту Татулу Манасеряну и попросили его рассказать о сути новых поправок в законе о налоге с оборота и чем они чреваты для малого и среднего бизнеса в Армении.
Татул Манасерян: Во-первых, правительство, на мой взгляд, пытается создать более благоприятные условия для малого и среднего бизнеса и решило снизить ставку налога c 3,5 до одного процента. Конечно, это было воспринято неоднозначно обществом, в первую очередь теми же предпринимателями. Для того чтобы иметь право платить вместо 3,5 всего один процент, малый бизнес должен функционировать транспарентно, т.е. предоставить все нужные документы – в первую очередь у кого по какой цене выкуплен товар, а потом уже о ходе реализации, для того чтобы возможно было в экономике организовать отчетность.
Your browser doesn’t support HTML5
Однако, поскольку малому бизнесу не всегда удается получить нужные документы у среднего и крупного бизнеса, здесь возникают проблемы. Эти проблемы связаны с «созданием документации», т.е. покупают фиктивные документы и это оборачивается как бы косвенным налогом для малого бизнеса. С другой стороны, налоговые органы требуют: если малый бизнес не получает нужной документации, чтобы они указали, кто им отказал в получении этих документов. Учитывая специфику армянского общества, не каждый пойдет на этот шаг – указать человека, у которого покупает (если не постоянно, то время от времени) эти товары.
Амина Умарова: Ну, это, наверное, не только учитывая армянскую специфику, а вообще, крупные поставщики ведь не заинтересованы в том, чтобы раскрывать свои секреты. Получается, что на самом деле будут требовать отчетность у них. Не повлечет ли это за собой то, что они умоют руки, т.к. у них есть деньги и они работают по-крупному и как бы увильнут от этого законопроекта, а на самом деле пострадают мелкие торговцы?
Татул Манасерян: Есть такие опасения. Мне иногда представляется, что митинги организуются, потому что есть люди, которые сознательно идут на это. Я не исключаю возможности того, что тот же крупный бизнес тоже заинтересован в том, чтобы малый бизнес устраивал митинги и выступал против этих решений и законов, потому что это направлено против их сверхприбыли, против того, что на протяжении многих лет они просто привыкли работать по черному налу – не так, как подобает в нормальном, цивилизованном обществе. Я считаю, что это больной процесс и процесс пошел. Надо установить порядок в экономике для того, чтобы сократить теневую экономику, – это мое убеждение.
Амина Умарова: Какой вы видите выход из этой ситуации, чтобы все было законно и не пострадали мелкие торговцы?
Татул Манасерян: Единственный выход, мне кажется, – это сотрудничество, потому что с тех пор, как Армения стала независимой страной, так же, как и во многих постсоветских странах имеет место одна и та же тенденция: правительство относится к бизнесу (и малому, и крупному) как к сопернику, стараясь отнять налоги, чтобы они платили законные налоги. С другой стороны, бизнес тоже относится к правительству с неким недоверием. Я считаю, что именно сотрудничество должно иметь место для того, чтобы воссоздать доверие между этими звеньями и для того, чтобы помогать бизнесу, в первую очередь малому бизнесу развиваться и помочь установить порядок в экономике, в том числе с помощью таких решений и законов. Помощь также заключается в том, что правительство должно вести разъяснительную работу, показать плюсы и минусы, советоваться с представителями малого бизнеса и, если это необходимо, то поменять уже принятый закон, потому что закон должен служить интересам людей. В первую очередь надо принимать такие законы, которые бы работали, и, хотя есть субъективные факторы, надо вести работу для того, чтобы весь этот негативный процесс (митинги и т.д.) не служил бы интересам только считанных людей из определенных кругов, а чтобы это служило всему обществу.
Амина Умарова: Вы сказали, что должны вестись переговоры, что власть должна советоваться с представителями мелкого бизнеса... А в Армении у этого мелкого бизнеса есть представители, организация, которые могут об этом разговаривать с представителями власти?
Татул Манасерян: Конечно, есть такие неправительственные организации, но дело в том, что даже без них можно организовать дискуссию, обмен мнениями и идеями путем обсуждения и в парламенте, и вне парламента. Все это поможет отшлифовать те решения правительства или законы парламента, которые должны служить тем же целям.