Российские правозащитники комментируют заявление югоосетинского КГБ о встречах представителей югоосетинского и грузинского неправительственного сектора. Напомним, сегодня Комитет госбезопасности республики назвал их «западным шоу», которое оказывает негативное влияние на процесс становления гражданского общества в Южной Осетии, ведет к размываю государственности республики и создает прямые угрозы ее внешнеполитическим интересам.
По мнению председателя совета правозащитного центра «Мемориал» Александра Черкасова, такого рода тексты интересны тем, что они отражают не реальность, а точку зрения КГБ на эту самую реальность:
«Судя по тексту заявления, они воспринимают такого рода общественные действия своих сограждан исключительно как шоу, куда граждан приглашают исключительно как статистов. Ну что ж, это соответствует их пониманию гражданского общества, когда все разрешенные организации – это только те, что с дозволения полиции. А любое самостоятельное движение – это плохо, и оно подпадает под компетенцию, юрисдикцию органов государственной безопасности».
По мнению Александра Черкасова, заявления о том, что неправительственные организации размывают государственность, абсурдны, потому что никакого отношения к государству они не имеют, в отличие, например, от чиновников, которые действительно являются частью государства. Наверное, было бы интересным услышать от силовиков суждения о том, как влияет на размытие государственности некомпетентность и вороватость чиновников:
Your browser doesn’t support HTML5
«Они не воспринимают граждан как основу государственности, в том смысле, что именно от них исходит власть. Именно эти граждане даровали, в том числе и чекистам возможность заниматься государственной безопасностью, – говорит Александр Черкасов. – Наоборот, они убеждены, что это государство дает гражданам какие-то права или ограничивает их. Что ж, есть что-то вечное в этом мире, например, психология чекистов».
По мнению многих российских экспертов, с кем мне удалось сегодня пообщаться, эта кампания против НПО не осетинского происхождения. Сигнал о том, что нужно как-то разобраться с неправительственным сектором, официально был озвучен председателем Совета Федерации Валентиной Матвиенко во время недавней встречи со спикером югоосетинского парламента Анатолием Бибиловым:
«У нас есть информация, которая настораживает, что целый ряд стран, которые заинтересованы не только в экономическом и гуманитарном сотрудничестве, начинают проявлять интерес к Южной Осетии, подпитывать некоммерческие организации, пытаются оказывать содействие в выстраивании отношений с Грузией, я имею в виду постепенную реинтеграцию Южной Осетии в состав Грузии. За этим нужно очень внимательно смотреть, следить, потому что далеко не все НКО заинтересованы в развитии Южной Осетии. Они выполняют задачи, которые им ставятся, финансируются», – сказала Валентина Матвиенко.
Похоже, Южная Осетия подключилась к российской практике давления на неправительственный сектор. Приняла аналогичный российскому закон о специальной регистрации и отчетности для общественных организаций, получающих гранты из-за рубежа, – так называемых иностранных агентов.
Теперь, похоже, вслед за Россией Южная Осетия переходит и к соответствующему идеологическому оформлению этих притеснений. Правда, пока непонятно, как получится «пришить» неблагонадежность или даже злонамеренность людям, которые сознательно остались жить в республике в самые тяжелые для нее годы? Как записать в пятую колонну тех, кто воевал за независимость Южной Осетии?
Кстати, по уверениям российских экспертов, и повышенное внимание к цхинвалской общине пятидесятников со стороны властей в последнее время – это тоже по российским лекалам. В последнее время, по уверениям знакомых москвичей, российские спецслужбы шерстят столичных пятидесятников, мормонов и особенно саентологов. Мотивация та же – подозрительные религиозные организации имеют обширные связи с общинами во враждебных России государствах. Правда, в отличие от России, в Южной Осетии пятидесятники – это ощутимая часть избирателей, которые запросто могут решить исход выборов. Поэтому с ними властям придется вести себя деликатнее, чем с горсткой общественников.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия