Из Чечни – только хорошие новости!
Раз: 1 февраля в селе Янди-Котар (сиречь Орехово) состоялось примирение двух семей, находившихся в состоянии кровной мести в течение 17 лет. Этому предшествовала длительная работа специальной комиссии при муфтияте – об этом сообщил заместитель муфтия Чеченской республики Ансар Хетиев. Вообще же, по его словам, в республике «кровников» практически не осталось. Еще бы: примирительную комиссию много лет возглавлял Рамзан Кадыров, человек сам по себе весьма убедительный. А если на примирение приезжает за сотню вооруженных людей – успех обеспечен!
Два: республиканская прокуратура не согласилась с президентом России Владимиром Путиным в оценке слов Рамзана Кадырова. «Если боевик в Чечне совершит убийство сотрудника полиции или иного человека, семья боевика будет немедленно выдворена за пределы Чечни без права возвращения, а дом снесен вместе с фундаментом», – написал 5 декабря 2014 года в своем блоге в Instagram Рамзан Кадыров. Путин на своей пресс-конференции в декабре назвал неправовыми эти досудебные расправы. Руководитель «Комитета против пыток» Игорь Каляпин потребовал от Генпрокуратуры и Следственного комитета России расследовать эти высказывания. И вот 3 февраля Каляпин получил ответ из прокуратуры Чеченской республики: ведомство в словах главы республики призывов к совершению преступлений не обнаружило. А обнаружила прокуратура лишь «мнение о негативных последствиях, которые могут наступить в отношении родственников лиц, принимающих участие в НВФ, если будет подтвержденная информация об их поддержке преступной деятельности последних». Сами же заявления Кадырова, по мнению «государева» ока, были направлены на то, чтобы побудить людей отказаться от противоправных действий.
Your browser doesn’t support HTML5
Три: того же 3-го числа февраля в горное село Чечель-Хи Ножай-Юртовского района пришел магистральный водопровод. Девять километров построили за три недели! И это – ради полутора десятков семей, живущих в селе. Осталось только провести внутреннюю разводку сети, чтобы вода была во всех домах, – и будет всем хорошо!
И совсем другие новости приходят из-за пределов Чечни.
1 февраля в районе Дебальцево в бою был убит Иса Мунаев. Родом ичкерийский бригадный был из упомянутого села Янди-Котар. В первую чеченскую войну командовал «первым штурмовым батальоном», впрочем, тогда любой отряд называли не менее как батальоном. В межвоенные годы был начальником Заводского РОВД Грозного. В начале 1999-го Аслан Масхадов назначил его комендантом города, с началом второй чеченской кампании руководил подготовкой Грозного к обороне. По сообщению пресс-центра Объединенной группировки федеральных войск, Мунаев был убит 1 октября 2000 года в ходе боевого столкновения в Старопромысловском районе Грозного. Однако достоверность этого сообщения была… как обычно у этих пресс-центров. Мунаев жил еще долго. Командовал Юго-Западным сектором вооруженного подполья. Был тяжело ранен и вывезен из России. Получил политическое убежище в Дании, там организовал движение «Свободный Кавказ». На его базе в марте 2014 года создал и возглавил так называемый «Международный миротворческий батальон имени Джохара Дудаева». «Батальон» этот по численности, может, до батальона и не дотягивал, но боевой опыт возмещал это с лихвой. Воевали они под Иловайском, где сумели выйти из окружения. Воевали теперь в полуокружении в Дебальцево – здесь Мунаев и погиб…
Ису Мунаева на посту командира сменил Адам Осмаев, обвинявшийся когда-то в подготовке покушения на Владимира Путина, а еще раньше – на Рамзана Кадырова, но оба раза освобожденный из-под стражи. Кадыров, кстати, уже поспешил обвинить Осмаева в гибели Исы Мунаева.
И тут, наверное, стоит напомнить, что еще в октябре 2014 года некто Александр Коц писал, что «на батальон Джохара Дудаева (чеченцы на стороне укров) приехал охотиться чеченский батальон добровольцев (чеченцы на стороне ополчения). Добровольцы из Чечни приехали в Новороссию, чтобы поймать боевика Ису Мунаева, оскорбившего Рамзана Кадырова и воюющего со своим чеченским отрядом на стороне украинских карателей против ополчения Новороссии…»
Вряд ли эта затея увенчалась успехом.
Равным образом и заявление Рамзана Кадырова вряд ли более достоверно, чем его же прежние слова о «некоем Каляпине, финансировавшем нападение боевиков на Грозный».
Просто война, начавшаяся когда-то на Кавказе, продолжается. Время и место изменились, но воюют те же люди.
Почему так?
Вот что на этой неделе не стало в Чечне новостью, событием: пятнадцатилетие трагедии в Новых Алдах, где в ходе зачистки 5 февраля 2000 года были убиты более 50 мирных жителей. Неуместно и несвоевременно оказалось вспоминать об этом безнаказанном преступлении, – как и о других преступлениях.
Потому-то война и продолжается.
А пока что – «из Чечни только хорошие новости!»