Некоторые грузинские эксперты прогнозируют дестабилизацию в Трусовском ущелье Грузии. В частности, руководитель Кавказского центра стратегических исследований Мамука Арешидзе в интервью газете «Резонанси» недавно заявил, что группа проживавших в ущелье осетин получила задание весной пересечь де-факто границу с Грузией со стороны Ахалгори и направиться к бывшему месту жительства. По мнению политолога, их задача – вызвать на помощь представителей российских силовых структур, если их возвращению будут чинить препятствия.
Бывшие жители осетинских сел Казбегского района с 2006 года проживают в Северной Осетии. После того как российско-грузинская граница (КПП «Верхний Ларс») была закрыта, они лишились возможности вернуться в места постоянного проживания. Со временем грузинские власти и вовсе закрыли осетинскому населению доступ в села. Дома разрушаются, селения опустели. В настоящее время в населенных пунктах Трусовского ущелья и Кобинской котловины остались единицы жителей, в основном одинокие старики. Уроженцы Трусовского ущелья, с которыми я встретилась во Владикавказе, опасаются называть свои имена, пояснив, что и без этого многим их соплеменникам грузинские власти закрыли въезд в страну и внесли несколько десятков человек в черный список. Грузинские пограничники на КПП «Дарьял» без объяснения причин разворачивают обратно бывших жителей осетинских сел. Как мне удалось выяснить, около месяца назад группа осетин Трусовского ущелья официально обратилась к грузинским властям с просьбой пустить их в родные села. Жители селения Абано смогли на несколько часов посетить свои заброшенные дома в сопровождении грузинских полицейских.
Лидера общественной организации «Дарьял» Гаирбека Салбиева грузинские спецслужбы одним из первых объявили персоной нон грата. Салбиев считает, что официальный Тбилиси ущемляет права осетинского населения Казбегского района. По его словам, грузинским политикам и политологам выгодно нагнетать ситуацию, чтобы обосновать милитаризацию Грузии и размещение в Казбегском районе военных объектов:
«Проблема в том, что территория Казбегского района граничит с Южной Осетией и Россией. Грузия, как мы видим, не может наладить диалог, нормальные отношения ни с Москвой, ни с Цхинвалом. Грузия не в состоянии это сделать, соответственно, ее действия могут быть только агрессивными, и поэтому на всех этих территориях могут быть размещены военизированные базы. И с этой целью они нагнетают обстановку. С другой стороны, сам же этот политолог однозначно признает, что на этих землях проживали осетины, что это исконно осетинские земли и наследственное право на них имеем только мы – осетины. И если бы Грузия хотела руководствоваться мирными соглашениями, то не нагнетала бы обстановку, а, напротив, шла навстречу и не создавала проблемы осетинам из Казбегского района в посещении родных очагов, в доступе к своим домам».
Мой собеседник пояснил, что Казбегский район граничит с Северной и Южной Осетией. В горных ущельях немало троп, по которым раньше передвигались люди. Однако в настоящее время территория объявлена приграничной зоной. Доступ в села жителям запрещен, границы охраняются грузинскими пограничниками. Любой человек, который попытается незаконно пересечь границу, угодит в их руки, потому заявление грузинского эксперта Мамуки Арешидзе Салбиев называет провокацией.
При этом он обращает внимание на то, что территория Казбегского района является родиной около 80 осетинских фамилий, там расположены тридцать осетинских селений, там же находится очаг зарождения трех осетинских горных обществ. Потому, по мнению Салбиева, никто не может лишить осетин Трусовского ущелья права посещать родные места:
«Надо считать не только Трусовское ущелье, это одно горное общество. Кобинская котловина и третье горное осетинское общество – это Гудское ущелье, которые были осетинскими землями последние несколько веков, а если изучать глубже историю, то известно, что все Дарьяльское ущелье – это исторически осетинская территория, которая называлась «Арвы ком» (Небесное ущелье)».
Аналогичного мнения придерживается и лидер международного общественного движения «За единую Осетию» Алихан Хугаев. По его словам, Трусо, Коб, Гудское ущелье и территория Душетского района – это земли векового проживания нескольких десятков осетинских фамилий. Их возращение – вопрос времени, считает Алихан Хугаев:
«Осетины никогда не снимали вопрос возвращения своих исконных земель. Грузинские историки, журналисты не хотят признавать исторические факты. По их мнению и убеждению, все северокавказские территории принадлежали Грузии, а все северокавказские народы – гости на грузинских землях. Козырным аргументом грузинских дипломатов являются заявления о том, что граница между Грузией и Россией проходит по естественной границе – Главному Кавказскому хребту. А Казбегский район находится на северных склонах Главного Кавказского хребта, и как тогда быть с такими «аргументами»? Грузины в этом регионе появились в XIX веке. Осетины проживали в Трусовском ущелье, Кобинской котловине, Гудском ущелье. Вся топонимика там имеет осетинское происхождение: реки, горы, ущелья. Там нет ни одного грузинского памятника археологии старше 120 лет. Грузинские власти усердно стараются выкорчевать всю осетинскую топонимику и переименовать на грузинский лад. Даже название поселка Казбеги переименовали в Степанцминда, потому что известный писатель Александр Казбеги имел ингушские корни».
На мой вопрос, не подтверждают ли подобные рассуждения опасения грузинского политолога, Алихан Хугаев ответил, что «в желании и стремлении человека вернуться в отчий дом нет ничего криминального и незаконного». Он убежден, что «осетины никогда не смирятся с потерей своих земель» и «Южная Осетия должна вернуться в состав России вместе с этими территориями».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия