«Рекорды» пенитенциарной системы Грузии

Сегодня Совет Европы обнародовал результаты исследования о состоянии пенитенциарной системы в странах, входящих в организацию. В документе говорится о проблемах в грузинских тюрьмах

Сегодня в Министерстве по исполнению наказаний и пробации заявили о том, что по факту насилия над заключенными задержан директор одной из тюрем в Рустави. По тому же факту возбуждено новое уголовное дело против семи заключенных. Сегодня же Совет Европы обнародовал результаты исследования о состоянии пенитенциарной системы в странах, входящих в организацию. В документе говорится о проблемах в грузинских тюрьмах.

Сегодня в Министерстве по исполнению наказаний официально подтвердили факт пытки одного из арестантов Руставской тюрьмы №17 семью заключенными. Против них возбуждено новое уголовное дело. По статье «Превышение полномочий» задержан также уже бывший директор тюрьмы. «Все участвующие в инциденте лица будут наказаны по всей строгости закона», – говорится в заявлении министерства. Для многих правозащитников в Грузии сегодняшнее заявление ведомства пенитенциарной системы стало лишь очередным доказательством того, что ситуация в тюрьмах остается проблемной.

Тем не менее многие наблюдатели отмечают, что после смены власти в пенитенциарной системе многое изменилось к лучшему. Негуманное отношение к заключенным со стороны сотрудников тюрем уже не носит системный характер, отмечает региональный директор организации «Международная реформа тюрьмы» Цира Чантурия. Она обращает внимание на другие достижения властей в этой сфере:

Your browser doesn’t support HTML5

«Рекорды» пенитенциарной системы Грузии

«В 2011 году количество заключенных в Грузии достигло рекордного показателя – 24 000. Сегодня Грузия в числе тех стран, где маленькое количество заключенных. Здесь закрыты несколько тюрем, не соответствующих стандартам. У заключенных есть полный доступ к сервисам здравоохранения. Недоступность этого сервиса Европейский суд по правам человека расценивает как негуманное отношение, и с этой точки зрения достигнут значительный прогресс».

Эти достижения отразились и в докладе Совета Европы о состоянии пенитенциарной системы во входящих в организацию странах. На протяжении многих лет Грузия занимала одно из первых мест по количеству заключенных в стране, а с 2013 года, как отмечается в документе, она показала противоположный результат: не считая Андорры, Сан-Марино и Монако, в Грузии теперь самое меньшее количество заключенных. В то же время она остается в списке тех стран, которые слишком мало тратят на заключенных – 6,5 евро в день, что в 15 раз меньше европейских стандартов.

Еще один плохой показатель: по сравнению с другими странами, в Грузии больше заключенных, осужденных за наркопреступления. «Причина тому – репрессивная политика государства», – говорит юрист Центра по обучению прав человека и мониторингу Софо Вердзеули:

«Число осужденных по фактам наркопреступлений с 2013 года значительно выросло. Проблемой является также и то, что осужденных по этим статьям часто лишают других прав, например, водительских, или права работать педагогом. И эту ситуацию надо исправлять».

Но после смены власти правозащитников, в том числе и Народного защитника Грузии, больше всего беспокоят участившие факты суицида и насилия в тюрьмах. Об этом говорится в последних двух ежегодных докладах омбудсмена Учи Нануашвили.

Представитель Министерства по исполнению наказаний и пробации Шалва Хуцишвили в беседе с «Эхо Кавказа» говорит, что в ведомстве полностью разделяют замечания правозащитников:

«Мы работаем над тем, чтобы в тюрьмах не было фактов криминального влияния, чтобы повысить уровень безопасности заключенных. С этой целью собираемся внедрить новую классификацию заключенных по уровню исходящих от них рисков для остальных осужденных, а затем разместить их в разных учреждениях с учетом высокого и низкого риска. Это поможет нам сделать более эффективным процесс ресоциализации и реабилитации заключенных».

Впрочем, в последнее время наблюдатели все более скептически относятся к заявлениям представителей пенитенциарной системы. В 2014 году омбудсмен внес Министерство по исполнению наказаний в «черный список» тех госструктур, которые меньше всего реагируют на его рекомендации.