Вопрос осетин, отбывающих в тюрьмах Грузии пожизненное заключение, был поднят в ходе грузино-осетинского гражданского диалога «Точка зрения», который прошел на днях в Стамбуле. Представители общественных организаций Южной Осетии и журналисты уделили этой проблеме особое внимание, так как на этот раз имели возможность пообщаться с сотрудниками аппарата омбудсмена Грузии и членами комиссии по помилованию.
Несмотря на предупреждения МИД Южной Осетии о нежелательности поездки в Стамбул участников из республики и активное информационное сопровождение мероприятия со стороны местного Комитета госбезопасности, югоосетинские общественники и журналисты приняли решение не отказываться от участия в «Точке зрения». Ведь это давало возможность напрямую обсудить с представителями международных организаций и грузинских властей вопрос помилования трех приговоренных к пожизненному заключению осетин: Георгия Зассеева, Георгия Валиева и Сослана Кочиева. Все трое были осуждены за совершение теракта в городе Гори в 2005 году. Самому младшему из них – Георгию Зассееву на момент задержания было всего 17 лет. Заключенные уже не раз объявляли голодовку, требуя пересмотреть их дела. Активную позицию все это время занимала и мать Георгия Зассева Людмила Усович, которая недавно заявила интернет-ресурсу «Осинформ» о бездействии местных властей и о желании отказаться от югоосетинского гражданства, чтобы иметь возможность переехать в Тбилиси поближе к сыну.
Your browser doesn’t support HTML5
Сложно сказать, какое из событий возымело большее влияние на местные власти, но на югоосетинских официальных информационных ресурсах каждый день стали пявляться обращения к грузинским властям с требованием освободить троих заключенных осетин. При этом была упомянута и озвученная уже идея «обмена всех на всех». После того как югоосетинская правозащитница Лира Козаева еще раз напомнила детали судебного процесса (на котором присутствовала лично) о теракте в Гори и выразила серьезные сомнения в справедливости вердикта, участники встречи смогли услышать комментарии представителей грузинской стороны. По словам советника Народного защитника Грузии по правам человека Медеи Турашвили, ведомство, которое она представляет, внимательно следит за общественным резонансом в Южной Осетии по этому делу. Правда, грузинская сторона вместо «обмена всех на всех» предлагает «освобождение всех на всех». По словам Турашвили, соответствующий пакет предложений уже направлен грузинскому правительству:
«Мы предлагали правительству Грузии начать переговоры с осетинами, чтобы освободить заключенных по принципу «всех на всех» и при этом использовать механизм, который мог бы гарантировать, что не будет задержаний на административной линии. Для этого мы приготовили специальный отчет омбудсмена Грузии, где выражены все наши позиции по этому поводу.
– Есть уже реакция правительства Грузии на это предложение?
– По нашим оценкам, исходя из политической ситуации в Грузии и исходя из того, что вопрос пожизненно заключенных очень острый, актуальный, пока окончательного решения от правительства Грузии нет. Хотя мы понимаем, что они в курсе дела, они изучают вопрос, но, как мы понимаем, они оценивают риски и выгоды от принятия в будущем (подобного) решения».
Аппарат омбудсмена Грузии предлагает начать «освобождение всех на всех», получив при этом гарантии того, что жителей приграничных сел не будут задерживать на границе. По их данным, только за прошлый год было задержано 142 человека. Что касается внутриполитической ситуации в Грузии, то, по оценкам грузинских участников «Точки зрения», помилование приговоренных к пожизненному заключению осетин на фоне обостряющихся отношений между представителями «Грузинской мечты» и «националами» может иметь неприятные последствия для новой власти. Рассказывают, что после недавнего освобождения гражданина Южной Осетии Марека Дудаева грузинское руководство испытывало серьезное давление со стороны общества и оппозиционных сил.
Вопрос осложняется и тем, что, согласно грузинскому законодательству, правом на помилование обладают только те осужденные на пожизненное заключение, которые отсидели в местах лишения свободы 15 лет. Председатель государственной комиссии по помилованию Звиад Коридзе говорит, что это очень деликатный вопрос. Он считает, что излишняя риторика может завести процесс в тупик:
«Думаю, что и в Цхинвали, и в Тбилиси должны думать о том, что тема освобождения какого-либо заключенного, тем более пожизнено заключенного, это не вопрос молниеносного решения. Во-первых, может, осетинское общество хорошо знает эту тему – там многие неправительственные организации много говорят и давно говорят. Но в грузинском обществе так вопрос еще не стоял. Решение о помиловании таких персон, естественно, не должно создавать дополнительную нестабильность для какого-либо из обществ. Это очень важно. Поэтому я всегда с осторожностью говорю на эту тему. Кончено, это тема, о которой комиссия по помилованию думает, рассуждает, об этом был даже разговор с президентом. Но этот разговор сейчас не на уровне принятия решения. Скорее на уровне осознания проблемы и путей ее решения. Я хочу, чтобы этот процесс пошел так, чтобы, несмотря на то, как будут складываться политические отношения между Тбилиси и Цхинвали, он имел позитивный контекст для осетинского и грузинского общества».
О результатах обсуждения в формате «Точка зрения» этого вопроса рассказала и общественный деятель Лира Козаева. Она не стала разглашать детали диалога, но подчеркнула, что не оставляет надежды помочь этим заключенным:
«Мы разработали механизм совместных действий по ускорению процесса их освобождения. Это очень сложный процесс, и он не зависит от доброй воли президента или премьер-министра Грузии.
– А активность наших властей?
– Я рада, это так неожиданно для меня. Но, я думаю, эту активность надо было проявить раньше. И, конечно, эта активность и активность гражданского общества всенепременно даст свои плоды. И неважно, благодаря кому, главное, чтобы эти мальчики были дома».
Как стало известно югоосетинским участникам диалога, еще один нюанс серьезно осложняет возможность освобождения осетинских заключенных. Решение о пересмотре дела – то, чего сейчас добиваются Зассеев, Валиев и Кочиев – принимают судебные органы Грузии при появлении новых обстоятельств в уголовном деле. К сожалению, подобной информации пока найти не удалось.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия