Бачо Ахалая в роли «бодливой коровы»

Виталий Шария

Давно замечено, что у разных людей «уровень патриотического радикализма в крови» в мирные и военные времена существенно отличается. Во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов многие у нас обращали внимание на то, как некоторые недавние ораторы-патриоты оказались вдруг «пирожкоедами» (презрительное название тех, кто в разгар боев в Абхазии обретался вдали от нее в городах постсоветского пространства) или крутились в тылу, в Гудауте, сами придумав себе некое «нужное для Родины», а по сути бесполезное занятие. В бой же шли в основной своей массе те, кто никогда не отличался громкими патриотическими разговорами.

После окончания войны в абхазском обществе сформировались новые разновидности говорунов на патриотическую тематику. В частности, некоторые представители творческой интеллигенции, которые раньше помалкивали, стали обивать пороги редакций с рукописями, в которых «после драки», когда это стало безопасно, кинулись, повторяя задолго до них написанное, объяснять, почему грузинская сторона со всех точек зрения была неправа. Другие обратили свой радикализм против представителей абхазских неправительственных организаций, которые, участвуя в различных международных встречах и проектах, общались и сотрудничали с членами грузинских НПО. «Ну, а как же представители госструктур, которые тоже ездят и встречаются?» – спрашивали порой радикалов. «Так те обязаны это делать в силу служебного долга, – объясняли они, – а эти явно занимаются продажей родины». Их оппоненты, в свою очередь, упрекая их в попытке «ввести свою монополию на патриотизм», в частных беседах порой высказывали мысль, что некоторые обличители и сами бы с удовольствием участвовали в этих проектах, но их туда никто не зовет в силу несоответствия им их интеллектуально-образовательного уровня.

Your browser doesn’t support HTML5

Бачо Ахалая в роли «бодливой коровы»

Недавно внимание российских СМИ привлекла «инициатива» кого-то из думцев – затребовать сейчас вдруг с Германии огромную сумму за потери, понесенные во время Второй мировой войны Советским Союзом, правопреемницей которого является Россия. Согласно одному остроумному комментарию, предложение это, несмотря на свою полнейшую утопичность, было вовсе не бездумным, так как наверняка преследовало вполне прагматичную и осуществимую цель – обратить на себя и свой патриотизм внимание, в том числе «больших людей».

А мне по аналогии с этим случаем вспомнился абхазский политик, который в конце 90-х годов активнее всех прочих ставил в публичных выступлениях вопрос о востребовании с Грузии суммы ущерба, нанесенного ею Абхазии в ходе войны 1992-1993 годов, а также предлагал срочное проведение военной операции по восстановлению юрисдикции Абхазии в верхней части Кодорского ущелья, что в тех условиях, как ему и объяснялось, наверняка могло быть осуществлено абхазской армией лишь с понесением слишком больших потерь в живой силе. Но… политические очки среди части электората он несомненно набирал. Ведь в недостатке патриотизма его точно никто не мог упрекнуть.

Недавнее предложение Бачо Ахалая, одного из птенцов гнезда экс-президента Грузии Михаила Саакашвили, решить проблему возвращения Абхазии, перенеся «столицу Грузии из Тбилиси в Сухуми», – из разряда доходящих в своем популизме и вовсе до бессмыслицы. Но зато ведь «патриот Грузии», да еще какой!.. Я уже упоминал как-то об этом «простом, как все гениальное», предложении, которое бывший министр обороны Грузии сделал в интернете, отбывая тюремный срок. А недавно из статьи в февральском номере газеты «Гал» узнал, что тюремный досуг подвигнул Бачо и на написание целой книги. Презентацию этой книги с названием «Сухуми – мой Иерусалим» провела в конце прошлого года в Тбилиси его жена, которая приходится дочерью небезызвестного «героя» грузино-абхазской войны Тамаза Надареишвили. А 31 января ее презентация состоялась и в Зугдиди. Вот несколько цитат из этой книги: «Гнездящаяся в Сухуми сепаратистская раковая опухоль может распространиться в масштабах страны в виде метастазов. В будущем только хирургическое вмешательство может спасти ситуацию… Какие переговоры мы должны вести с группами бандитов, смысл жизни которых – нарушение территориальной целостности Грузии и непризнание ее границ? Несмотря на то, что думает сегодняшнее правительство, с сепаратистами можно вести переговоры только о сложении оружия для того, чтобы они не помешали нам в водружении грузинского флага над Сухуми… Сепаратисты и предатели настолько малочисленны, что наши суды и тюрьмы свободно могут их всех вместить».

Последнее рассуждение очень напоминает фразу, с которой столь же воинственные отцы и старшие братья Бачо обращались к абхазам перед войной начала 90-х: да мы вас в карман посадим… Автор статьи в газете «Гал» Ш. Хизинишвили вспоминает как другую книгу, написанную в застенках, – «Майн кампф», так и «светоча грузинской демократии» и кумира Бачо: «Миша тоже любил греметь милитаристской риторикой и прогонять танки на парадах по центру Тбилиси. Парады парадами, а реальность оказалась иной, и закончилось все это жеванием галстука в прямом эфире в результате расстройства нервной системы».

Бодливая корова, которой Бог рогов не дал, может, тем не менее, натворить немало бед. И неслучайно, как пишет газета «Гал» со ссылкой на телекомпанию «Имеди», презентация книги в Зугдиди сопровождалась акцией протеста против нее сотен людей, которые не желают, чтобы их втягивали в новые кровавые авантюры. Но Бачо, тем временем, наверняка набирает очки среди части электората, а его кумир делает громкое заявление о намерении через год вернуться к власти в Грузии.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции