Премьера документального фильма «Дневники моей жизни», снятого представителем Центра развития гражданского общества Тико Месхи, состоится завтра в Тбилиси. Картина рассказывает о судьбе детей, вынужденных выживать на улицах.
Алексу только исполнилось восемнадцать, но говорит он уже совсем как взрослый – серьезно, обстоятельно, без подростковой заносчивости. Наверное, год, прожитый на улице, можно считать минимум за два. А у Алекса за спиной целых шесть лет опыта выживания на улицах городских «джунглей». Он ушел из дома в 2008 году. Причиной, по его словам, стала вечная тема конфликта отцов и детей. Год назад он вернулся домой, помирился с мамой и продолжил заниматься тем, что ему нравится делать больше всего в жизни. Его хобби органично вплетается в его историю – он танцует хип-хоп, а ведь зародилась эта субкультура именно на улицах. Улицы Тбилиси хоть и отличаются от улиц Бронкса, но, вероятно, учат одному и тому же: выжить любой ценой, говорит Алекс:
«Говорят, что улица может научить всему. Это действительно так. Я научился выживать. Надо делать все, что можешь, для того чтобы выжить. Я подрабатывал рабочим, грузчиком. Я научился контактировать с людьми, уважать их. В какой-то момент понял, что я могу и должен вернуться домой. Так было бы лучше и для меня, и для мамы – я ведь ее сын и должен быть рядом с ней».
Your browser doesn’t support HTML5
Дети, оказавшиеся на улице, пытаются заработать, как могут – большинство из них попрошайничают, говорит автор фильма Тико Месхи. Причем, начав однажды, отказаться от этого порой они не могут даже при желании: выклянчивать монеты у прохожих их заставляют либо родители, либо определенные лица, использующие детей в качестве наемных попрошаек. По словам Тико, есть организации, занимающиеся якобы благотворительностью, на деле же просто зарабатывающие на сострадании прохожих, разжалобить которых проще всего детям. Само собой, львиная доля собранных денег уходит в карманы безнравственных «бизнесменов», самим же попрошайкам приходится довольствоваться ежедневным жалованьем. Схема незамысловата и уже давно неоригинальна, тем не менее работать продолжает без перебоев. Между тем автор фильма говорит, что на улице можно столкнуться и с детьми, у которых многим взрослым есть, чему поучиться.
«Один из моих героев попрошайничеству предпочел зарабатывать на жизнь своим трудом. Он собирает на мусорных свалках металлолом и сдает его. На эти деньги он содержит свою семью – мать и пятерых братьев и сестер. Он не ходит в школу – каждое утро он идет на улицу и, копаясь в мусоре, зарабатывает себе на жизнь».
Тико говорит, что идея снять фильм зародилась у нее, когда центр работал над проектом «Невидимые дети», но уговорить будущих героев фильма рассказать свои истории перед камерой было непросто. Так же, как и убедить общественность в том, что надоедливые маленькие попрошайки на улицах – это не всегда лгущие бездельники, пытающиеся любой ценой выцыганить пару монеток. За каждым из них, говорит Тико, своя история, которая если и не оправдывает, то как минимум объясняет, как ребенок оказался на улице. Каждый из них – грубиян, воришка, попрошайка, но в первую очередь - ребенок. Несмотря на те условия, в которых растут эти дети, они остаются детьми, нуждающимися в заботе и внимании, говорит Тико. Работая над фильмом, она поняла, что проблема беспризорных детей комплексного характера.
«Это целая цепочка проблем, тесно связанных между собой и, соответственно, вытекающих друг из друга. Это хорошо видно и в самом фильме – у этих детей проблемы с образованием, им недоступны услуги системы здравоохранения. У многих нет даже документов. В Тбилиси функционирует транзитный центр, приют, работают мобильные группы в рамках государственной программы. Но, несмотря на то что программа утверждена и вроде бы работает, проблемы остаются нерешенными», – говорит автор фильма.
А дети продолжают выживать, как умеют. История Алекса, рассказанная вначале, если и не со счастливым концом, то по крайней мере имеет предпосылки к таковому. Вероятно, именно поэтому он будет единственным героем фильма, который придет завтра на премьеру.