Кто виноват в девальвации лари?

Гиа Нодиа

Начиная с декабря, грузинский лари подешевел примерно на 30 процентов по отношению к доллару; упал его курс и к другим основным валютам. Пока это не вызвало серьезного повышения цен, но все равно ситуация не может не ударить по экономике и, соответственно, рядовым гражданам. В январе экономический рост упал до половины процента. Первыми ощутили на себе крайне неприятные результаты девальвации люди, которые живут на лари, но брали банковские кредиты в долларах (а большие кредиты в Грузии берут, как правило, в этой валюте).

Проблема такого масштаба всегда становится политической, потому что сразу встает вопрос: кто виноват? Естественно, оппозиция винит правительство, а последнее защищается, сваливая все на объективные внешние факторы. Спорят и экономические эксперты: почти все согласны, что есть как серьезные внешние причины, так и проблемы в экономической политике властей, но какая из них главнее?

Понятно, что непосредственные причины – падение экспорта, иностранных инвестиций и туризма, а также денежных переводов из-за рубежа: все эти источники до сих покрывали хронический для Грузии дефицит платежного баланса. Впрочем, эти негативные факторы в какой-то степени компенсируются падением мировых цен на нефть: Грузии надо меньше долларов, чтобы ее покупать.

Но главный вопрос – в чем причины этих непосредственных причин? С денежными переводами из России или Украины и экспортом в эти страны все понятно: тут ничего сделать было нельзя. Но как насчет остального? Трудно отрицать, что непонятная экономическая политика правительства привела к отсутствию новых серьезных инвестиционных проектов, а принятие совершенно идиотских ограничений в визовом режиме способствовало сокращению туризма. Все предупреждали, что решение кабинета министров выбросить в конце декабря в обращение сотни миллионов лишних лари для выполнения расходной части бюджета обязательно приведет к обесцениванию национальной валюты. Но правительство все равно это сделало, скорее всего, назло оппозиции. Такое поведение стало цикличным: в конце 2013 года власти тоже стали в декабре панически тратить деньги, что и тогда вызвало девальвацию лари, пусть в меньшем масштабе.

Не будучи экономистом, воздержусь от категорических оценок: возможно, внешние факторы в данном случае все-таки главнее, возможно – нет. Интересны политические последствия. В отсутствие опросов общественного мнения мы не можем измерить реакцию главного действующего лица – электората, хотя можем догадываться, что рейтинг власти падает. Видимо, так думает и главная оппозиционная сила – «Национальное движение», которое уже назначило на 21 марта митинг протеста с лозунгом отставки правительства. Некоторые сторонники оппозиции считают переход на уличные формы протеста преждевременными, но это вопрос тактики. Сами по себе действия «националов» вполне логичны: любая нормальная оппозиция старается использовать народное недовольство в своих целях.

А что правительство? Его реакция была не слишком убедительной, но в целом понятной. Она состояла из совокупности двух тезисов: во-первых, ничего страшного не происходит, это все оппозиция и вредные эксперты сеют панику; во-вторых, да, лари падает, но мы тут вообще ни при чем, причина лишь во внешних факторах. Лишь в самые последние дни правительство признало серьезность проблемы и заговорило о том, что надо что-то все-таки предпринимать: корректировать бюджет, затягивать ремни, привлекать валюту за счет приватизации.

Все перевернул первый гражданин и фактический правитель страны Бидзина Иванишвили, который вдруг сделал заявление, согласно которому во всем виноват лично президент Национального банка Георгий Кадагидзе, который намеренно работал на обесценение валюты. Почему? Аргумент прост: он назначен еще при правлении «националов». Следовательно, он выполняет их политический заказ: «чем хуже, тем лучше».

Это заявление прямо противоречило риторике правительства, которое до того говорило, что работает в тесном сотрудничестве с руководством Национального банка и делает все, чтобы держать процессы под контролем. Однако через пару часов после заявления Иванишвили деятели «Мечты» стали один за другим появляться на телеэкране и подтверждать: да, в обесценении нашей валюты действительно виноват Национальный банк.

Когда правительство некомпетентно, это плохо. Но высказывание Иванишвили и раболепное согласие с ним его команды гораздо хуже. Когда люди не признают существование объективных проблем и во всем видят лишь происки врага, теряется сам шанс на адекватный подход к реальности.

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции