«Не пей за рулем», «Я хочу жить в чистом городе» – молодежные группы, возникшие как грибы после дождя в социальных сетях, стали покидать виртуальную реальность. Я с удивлением наблюдаю за всплеском активности абхазской молодежи, которую на протяжении двух десятилетий ругали за равнодушие и безынициативность. А они вдруг – словно шлюзы открылись – не просто стали высказывать свое мнение, полемизировать, выражать свою гражданскую позицию в соцсетях, но и принимать участие в митингах, рейдах, грести грязь с улиц Сухума.
В минувшие выходные в Сухуме прошли две тематически схожие молодежные акции: одна организованная неправительственной организацией по международному проекту, а вторая – стихийно возникшая в Фейсбуке. Первая, проектная, прошла в самом центре набережной и напомнила мне мое далекое пионерское прошлое – ее участники «боролись» за чистоту рек Абхазии, раздавая голубые ленточки, печатную продукцию и скандируя речитативы. Акция длилась меньше получаса.
Your browser doesn’t support HTML5
Участники второй – стихийной фейсбуковской, проходившей на следующий день на противоположном конце той же улицы Леона, – в полном смысле слова «землю рыли» в течение всего светового дня, вытаскивая горы мусора, скопившегося за десятилетия между двумя туристическими объектами – обезьяним питомником и ботаническим садом. Пять машин вывезли «плоды труда» 20 активистов, откликнувшихся на призыв в Фейсбуке – «Я хочу жить в чистом городе».
Я сравниваю эти две акции неслучайно. На протяжении многих лет различные международные организации, стимулируя общественную активность, проводили тренинги, семинары и рассказывали о том, как организовывать акции, как осуществлять контрольные закупки, как выражать свое мнение, как находить деньги под все эти благие начинания. Реальная же активность прорвалась отнюдь не по проекту, а на сплошном энтузиазме. И у этого энтузиазма не было никакой схожести с моим пионерским прошлым, с обязательным посещением запланированных субботников, на которых был «не важен результат, а важно участие».
Протесты бывают разные – битье посуды, голодовки, марши, шествия, хлопанье дверью, молчание… Глядя на то, как дети из достаточно благополучных семей, одев респираторы, с остервенением гребли мусор, я понимала, что это тоже форма протеста – против мусора, застоя, грязи. И если кто-то думает, что эта форма не представляет никакой угрозы власти, – обольщается. Не за горами выборы в местные органы самоуправления, и я почти уверена, что активисты, принявшие участие в этой акции, будут оценивать своих кандидатов через призму отношения к своему городу. Они хотят жить в чистом городе, и им надоели обещания.
Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции