Президент Южной Осетии Леонид Тибилов накануне посетил парламент республики. Визит главы государства совпал по времени с намерением парламентского большинства выразить вотум недоверия соратнику президента и министру иностранных дел Давиду Санакоеву. Неясны и обстоятельства внезапного отзыва из Москвы посла Южной Осетии в России Дмитрия Медоева.
Леонид Тибилов похвалил депутатов за «слаженную работу парламента с другими ветвями власти» и напомнил, что их задача – активно заниматься законотворчеством, поскольку в этой сфере еще много нерешенных проблем. Спикер парламента Анатолий Бибилов, в свою очередь, заверил главу государства, что «парламент не позиционирует себя как оппозиционная структура по отношению к исполнительной власти» и любые разногласия будут решаться в рабочем порядке.
Визит Леонида Тибилова в законодательный орган, видимо, был призван показать внутриполитическую идиллию, ведь о непростых отношениях главы государства и спикера парламента говорят не один месяц. Югоосетинские эксперты обращают внимание на то, что президент пришел в парламент в то время, когда депутаты пригрозили вынести вотум недоверия его ставленнику – министру иностранных дел Давиду Санакоеву. «Дипломатические оплошности» главы МИДа парламентарии намеревались рассмотреть на ближайшем заседании президиума. Изменилась ли позиция большинства после встречи с президентом, я поинтересовалась у спикера парламента Анатолия Бибилова. Он отметил, что депутаты не намерены отказываться от своих планов. Бибилов назвал несерьезными слова Давида Санакоева о том, что таким образом парламентское большинство борется с несогласными:
Your browser doesn’t support HTML5
«Сведение счетов – это не наши принципы, и эти обвинения не имеют отношения к нам. Мы не сводим счетов ни с кем, и реваншистских целей мы никогда не преследовали. Мы согласны с Санакоевым в том, что должны выслушать его отчет в парламенте. Мы намерены его пригласить и выслушаем его. Говорить о том, что мы сводим счеты… С кем, для чего? Да, мы недовольны его поступком, когда без учета мнения главы политсовета и государства он опубликовал рабочий документ. Это для нас непонятно, мы будем уточнять у него. Я полагаю, что он сам должен был написать заявление о своей отставке добровольно, о чем я ему и сказал тогда прямо на круглом столе».
Анатолий Бибилов также пояснил, что президент посетил парламент, чтобы ознакомиться с условиями работы депутатов, и принял решение вернуть законодательному органу здание, в котором югоосетинский парламент заседал до 2008 года:
«Что касается вопросов сотрудничества и взаимодействия двух ветвей власти, мы всегда подчеркивали, что ни в коем случае не чиним препятствий работе правительства. В то же время еще раз поясню, что парламент республики не является каким-то карманным подразделением. У парламента есть свое мнение, свое видение ситуации, своя позиция, и она так же, как и позиция других ветвей власти, направлена на улучшение жизни наших граждан. В нашем случае это законодательная деятельность. Ни о какой оппозиции речи нет. Мы не можем быть оппозицией самим себе».
Я поинтересовалась у спикера парламента, чем была продиктована неожиданная отставка посла Южной Осетии в России. То, что она стала неожиданностью для самого Дмитрия Медоева, подтверждает большинство моих югоосетинских источников. «Посла уволили в то время, когда он находился в отпуске, и вряд ли это решение было одобрено Москвой», – полагают они. Бибилов пояснил, что назначение и отзыв послов – прерогатива президента, и он не обсуждал с ним «вопрос отставки Медоева». Вместе с тем спикер парламента отметил, что ему непонятна причина этого шага. Анатолий Бибилов уверен, что «отсутствие посла не скажется на процессе подписания договора с Россией».
Аналогичного мнения придерживается и координатор рабочей группы Центра изучения стран Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Александр Скаков:
«Это не скажется на подписании договора. От посла в этом вопросе мало что зависит, посольство не решает такие вопросы».
Остается неясным и политическое будущее Дмитрия Медоева. По неофициальной информации, ему могут предложить пост замглавы МИДа, что вызывает горькую иронию у моих источников. По их словам, желающих занять вакантное кресло посла Южной Осетии в России как минимум трое: глава администрации президента Борис Чочиев, бессменный госсоветник главы государства Константин Кочиев и его сын Алан Кочиев – заместитель министра иностранных дел и соратник Давида Санакоева.
По мнению моих источников, Леонид Тибилов приступил к реализации операции «преемник» на случай, если сам не сможет участвовать в президентских выборах 2017 года. По их словам, отстранение Дмитрия Медоева – не что иное, как попытка расчистить политическое поле под фаворита и ставленника клана Тибилова. Новый посол в Москве станет потенциальным кандидатом власти, который должен за оставшиеся два года заручиться поддержкой Москвы, уверены мои источники.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия