Нана Джанелидзе: «Мы можем завоевать «Оскар»

Директор Национального центра грузинского кино Нана Джанелидзе

ПРАГА---В Грузии продолжают обсуждать события ежегодного кинофорума, состоявшегося в Лос-Анджелесе в конце февраля, последние награды «Оскара» в номинациях американской киноакадемии, спорить о фильмах-победителях и о том, как были представлены на этом конкурсе грузинские фильмы, ставить предположения, почему победителем стал фильм польского режиссера, и вообще, можно ли считать жюри конкурса объективным. Гость недели в нашей программе – директор Национального центра грузинского кино Нана Джанелидзе, с ней мы и поговорим на эту тему.

Кети Бочоришвили: Калбатоно Нана, этот год для грузинского кинематографа стал из ряда вон выходящим – сразу две картины грузинских режиссеров были выдвинуты на соискание премии американской киноакадемии, и одна из них стала номинантом. Многие отечественные и зарубежные профессионалы и любители кинематографа прочили победу «Мандаринам». Связывали ли вы надежды с этим фильмом?

Нана Джанелидзе: Тот факт, что «Мандарины» вошли в номинанты, – это уже огромная победа. А то, как потом решается, – уже не имеет значения. Главное, что они уже прозвучали, и второй фильм тоже попал в шорт-лист «Оскара», и, конечно, эта большая победа грузинского кино говорит о том, что это было неслучайно и грузинское кино опять вернулось на международную арену и завоевало более высокие вершины.

Your browser doesn’t support HTML5

Гость недели – Нана Джанелидзе

Кети Бочоришвили: Ну а то, что фильм грузинского режиссера оказался выдвинутым от Эстонии, нужно рассматривать как серьезный минус для Грузии, или это не имеет существенного значения?

Нана Джанелидзе: Я не рассматриваю это как минус. Если посмотреть с другой стороны, Эстония выдвинула «Мандарины», а Грузия – «Кукурузный остров». И то, что второй фильм тоже попал в шорт-лист, означает, что это неслучайность, грузинское кино очень окрепло и уже может выступить таким большим фронтом на киноарене. А то, что фильм выдвинула Эстония, то это, конечно, было связано с финансами, потому что Грузия запустила фильм, и участия эстонцев в финансовом плане было больше. Первый шаг, вообще, самый рискованный, а фильм начался в Грузии, потом они уже пригласили эстонских продюсеров.

Кети Бочоришвили: По возвращении съемочной группы из Лос-Анджелеса пошли спекуляции на тему отсутствия должного внимания к ней со стороны властей. Были даже слышны обвинения в том, что грузинский фильм определенно победил бы, если был бы должным образом разрекламирован и съемочной группе предоставили бы должные условия в путешествии на запад США, не говоря уже о финансировании, о котором вы сказали. По мне, это достаточно беспомощные аргументы. Может быть, я и не права, а правы те, кто в них уверен?

Нана Джанелидзе: Вы знаете, когда продюсер обратился с бюджетом, т.е., что они хотели, было полностью оплачено грузинской стороной. Так что эти разговоры, конечно, несерьезны. Иногда государство тратит больше денег на чинопроизводство. Я знаю, какие большие средства были затрачены на польские фильмы. Ну что поделаешь... Я думаю, что все-таки качество фильма от этого не теряется, и в дальнейшем надо учитывать также и то, что на рекламу надо иметь очень большие деньги.

Кети Бочоришвили: Тем не менее сегодня многие обвиняют жюри американской киноакадемии в отступлении от принципа объективности, в принятии решений, продиктованных конъюнктурой. Как вы считаете, это справедливая критика, хотя бы на примере победителя последнего «Оскара»?

Нана Джанелидзе: Знаете, это очень хороший польский фильм, так что не нужно укорять жюри. Но факты нужно принимать такими, какие они есть, и двигаться дальше.

Кети Бочоришвили: Так или иначе, грузинские режиссеры и актеры уже прошли по красной дорожке и не в первый раз - в первый раз это была Нана Джорджадзе с ее фильмом «Тысяча и один рецепт влюбленного кулинара», и это должно послужить, наверное, стимулом для грузинского кинематографа. Какая перспектива открывается сейчас для нового поколения режиссеров, есть ли надежда на то, что пример нынешнего года станет заразительным для них?

Нана Джанелидзе: Обязательно. Меня радует именно то, что режиссеры Заза Урушадзе и Георгий Овашвили приблизили для нас «Оскар». Мы можем быть уверены, что весь киносектор воспринимает «Оскар» как что-то очень близко стоящее. Так что для нас очень важно психологически, что мы можем завоевать «Оскар». Это большая эмоциональная и психологическая опора.