Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе может восстановить миссию в Грузии. Об этом сегодня заявил генсек ОБСЕ Ламберто Заньер, который находится в Тбилиси с официальным визитом. Миссия ОБСЕ прекратила свою деятельность в Грузии шесть лет назад из-за вето, наложенного Россией.
Генсек ОБСЕ, прибывший с официальным визитом в Грузию, сегодня не скрывал, что одна из целей его приезда – начало работы по восстановлению деятельности миссии. Об этом Ламберто Заньер рассказал после встречи с министром иностранных дел Грузии Тамар Беручашвили на совместной пресс-конференции.
«Я вновь убеждаюсь, что для решения тех или иных вопросов необходимы практические шаги, среди которых и налаживание контактов с Сухуми и Цхинвали. Меня очень волнует появление колючих проволок, заграждений (на административных границах с Абхазией и ЮО). Мы действительно хотим, чтобы в Европе не было барьеров и разделений. Мы помним это еще со времен холодной войны и не хотим возвращаться в прошлое. Поэтому самое главное – диалог. Мы думаем над тем, как восстановить миссию, сделать так, чтобы ОБСЕ была значительнее представлена на месте», – признался Заньер.
Your browser doesn’t support HTML5
Генеральный секретарь организации не стал скрывать, что активизация международных структур в Грузии, в частности, ОБСЕ, в определенной степени связана с ситуацией в Украине. В целом политика России в отношении соседей была одной из наиболее обсуждаемых тем во время выступления. Заньер и Беручашвили говорили о договорах, оформленных российскими властями с Сухуми и Цхинвали, об учениях российской армии в Южной Осетии и Абхазии. Глава грузинского внешнеполитического ведомства подчеркнула, что международное сообщество постоянно должно быть осведомлено о подобных деструктивных действиях российских властей в регионе и этому будет содействовать восстановление в Грузии полноценной миссии ОБСЕ.
Правда, о том, когда стоит ожидать возобновления работы организации и в каком виде, стороны говорить не стали. При этом Заньер и Беручашвили признали, что консенсус с Москвой по этому вопросу не достигнут.
В возможности достижения какого-либо компромисса с руководством России сомневается бывший заместитель министра иностранных дел Грузии Давид Залкалиани. В комментарии «Эху Кавказа» он рассказал, что миссия ОБСЕ в Грузии почти всегда работала эффективно и ее присутствие, несомненно, принесло бы пользу и сейчас. Но если дело действительно дойдет до прямого рассмотрения этого вопроса, то Россия, как член ОБСЕ, скорее всего, будет выдвигать определенные условия, считает Залкалиани.
«Условием, которое может быть выдвинуто, но на которое ни в коем случае не должна пойти Грузия, является то, под каким именем и в каком виде будут функционировать здесь наблюдатели от ОБСЕ. Это очень значимый элемент. Миссия должна именоваться именно «миссией ОБСЕ в Грузии», так как эта организация признает нашу целостность. Если наше руководство согласится пересмотреть название представительства взамен на допуск наблюдателей, то это обернется большими проблемами для нас», – сказал Залкалиани.
По словам бывшего замминистра, отыскать приемлемую для всех сторон форму если и возможно, то очень сложно. Сам Залкалиани признается, что лично он плохо представляет себе вид будущего формата миссии. Но если грузинские власти не пойдут на невыгодные им условия и география миссии ограничится лишь территорией, подконтрольной Тбилиси, то в этом случае должного эффекта от работы наблюдателей ожидать не стоит, считает Залкалиани.
Напомню, миссия ОБСЕ начала функционировать в Грузии в 1992 году. Ее шестнадцатилетний мандат истек в декабре 2008-го. Однако продлить его не удалось, так как после августовской войны Россия, как одна из стран-участниц организации, наложила вето на работу миссии в Грузии. Москва, признавшая независимость отторгнутых грузинских регионов, посчитала, что на территории Абхазии и Южной Осетии международные мониторы должны работать в ином формате, а именно, как в независимых государствах. Разумеется, официальный Тбилиси выступил категорически против.
Пока шли прения по этому вопросу, сотрудники миссии продолжали работать в Грузии, однако летом 2009 года миссию пришлось закрыть. А сегодня в Вене, где располагается штаб-квартира организации, судя по всему, пытаются отыскать вариант, приемлемый для всех сторон.