– Как вы думаете, нужно ли преподавать Апсуара в школах?
Молодой человек: Да, но чтобы преподавать, у нас должен быть материал. Он должен быть основан на исследовании. Мы должны составить не просто учебник, но и хрестоматию. Чтобы это сделать, прежде всего, надо изучить, что это такое. Мы по-разному к этому подходим, мы по-разному определяем, что такое Апсуара. Одни говорят, что это на уровне религии у абхазов было, другие – на уровне еще чего-то, неписанного кодекса. Много зависит от примера. Если раньше воспитывались дети, поколения воспитывали на реальных примерах. Но сегодня, если реальных примеров стало меньше, то тогда тут надо воспитывать словом, тут надо воспитывать уже каким-то материалом. Мы должны знать, примут ли дети в школах этот материал, то есть, что это нам даст. Это воспитает абхаза, воспитает гражданина нашей страны тем должным образом, как мы хотим это сделать. Надо основательно изучить, и к этому вопросу подключить все наши институты.
Лиля: Нужно, обязательно нужно, потому что я сама преподаю и вижу, что дети нуждаются в этом.
– Как вы думаете, можно ли на основе Апсуара создать учебники?
Лиля: Ну, не как основа, но там должны быть включены какие-то такие моменты, которые воспитывают детей.
Your browser doesn’t support HTML5
Парень: Я считаю, что нет, однозначно – нет. Это не надо преподавать, нет, это надо знать из дома, из семьи, как обычно, понимаете. А преподавать, учить, навязывать это другим людям, зачем им это учить, кто не абхаз.
Леонид Саманба: Не мешает. Все-таки они же проходят абхазский язык и литературу, историю, везде присутствует, на всех предметах. Все равно это не мешает, по-моему. Кашу маслом не испортишь.
– Как вы думаете, можно ли учебники создавать на основе Апсуара?
Леонид Саманба: Знаете, учебники можно создавать, но научно изучить надо.
Наташа: Я даже не могу, не знаю, как ответить на этот вопрос, потому что учимся в русской школе.
Женщина: Те, кто больше всех это говорит, те и больше всех нарушают Апсуара.
– Вы конкретно имеете кого-то в виду?
Женщина: Конкретно я имею в виду, но я не буду говорить, потому что это бесполезно, по-моему, все этим занимаются. Они говорят одно, а делают другое.
Вторая женщина: Конечно, естественно, чтобы не забывали свои традиции. Я думаю, что должны знать, какие были обычаи, как должны старших уважать. Какие-то традиции у народа есть же, все это должно изучаться. Мы забываем, сейчас нет уважения к старшим. Это от семьи, наверное, зависит тоже.
Шота Габуния, студент второго курса юридического факультета АГУ: Апсуара нужно преподавать не только в школах, но и в семьях. Это должны родители заложить основы Апсуара в воспитании каждого ребенка. Если общество, можно сказать, отходит от Апсуара, то даже если в школе будут преподавать, то это никак не поможет нашему обществу. Одно дело – просто говорить, другое дело – написать так, чтобы люди, которые не знают, что это такое, могли понять, скажем, люди другой национальности.
Гаяна Алпетян, преподаватель сухумской средней школы № 14: Наверное, нужно для сохранения памяти народа. Память – это всегда думы о прошлом, о том, что накопило государство, народ, нация за всю историю своего существования. Для Абхазии, конечно, необходим отдельный предмет.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия