Лавров слукавил?

Комментируя мониторинговое соглашение, Лавров сказал, что оно «не распространяется на территории Абхазии и Южной Осетии и не ущемляет их статус как новых независимых государств»

Заявление главы МИД России Сергея Лаврова противоречит сути грузино-российского договора, считают в Тбилиси. Речь идет о Соглашении о международном мониторинге грузов на абхазском и югоосетинском участках российско-грузинской границы, которое позволит официальному Тбилиси получать данные о товарообороте в неподконтрольных ему регионах.

Практическая имплементация соглашения, оформленного между Тбилиси и Москвой более трех лет назад (в ноябре 2011 года), судя по всему, может быть отложена на некоторое время.

Сегодня в Тбилиси отреагировали на заявление министра иностранных дел России Сергея Лаврова, которое он сделал накануне на совместной пресс-конференции с главой МИД самопровозглашенной республики Абхазии Вячеславом Чирикба. Комментируя мониторинговое соглашение, Лавров сказал, что оно «не распространяется на территории Абхазии и Южной Осетии и не ущемляет их статус как новых независимых государств».

Судя по всему, эти слова несколько обескуражили представителей грузинского руководства. Комментарий, который сделал сегодня спецпредставитель премьер-министра Грузии по урегулированию отношений с Россией Зураб Абашидзе, указывает на то, что Тбилиси, вероятно, готовится взять паузу.

Your browser doesn’t support HTML5

Лавров слукавил?

«Мы определимся. Ознакомимся (с позицией России), торопиться, думаю, не стоит. Позже станет известна наша позиция в отношении тех тем, о которых он (Сергей Лавров) говорил», – приводит слова Абашидзе грузинское информационное агентство InterPressNews. Однако он так и не сказал, противоречат ли слова Лаврова положениям, прописанным в договоре.

Напомню, что речь идет о соглашении, которое после вступления в силу позволит грузинскому руководству отслеживать потоки грузов из России на территории, неподконтрольные официальному Тбилиси, – в Абхазию и Южную Осетию. По обоюдному согласию российских и грузинских властей мониторинг товарооборота было решено доверить посреднической швейцарской компании SGS. Так, на российской стороне границы с Грузией – на КПП Верхний Ларс, Нижний Зарамаг и Псоу – должны быть созданы три «торговых коридора», где и планировалось расположить миссии мониторинга. Взамен на возможность получать данные о грузах, ввозимых в самопровозглашенные республики, Тбилиси допустил Россию во Всемирную торговую организацию.

В течение дня «Эхо Кавказа» пыталось связаться со спецпредставителем главы грузинского правительства, чтобы получить дополнительные разъяснения, но на звонки он не отвечал. Зато удалось связаться с теми, кто непосредственно принимал участие в разработке этого соглашения.

Так, один из основателей неправительственной организации Ассоциация реформ Грузии – GRASS, бывший заместитель министра иностранных дел Грузии Серги Капанадзе не исключает, что заявление Лаврова, противоречащее принципам соглашения, в большей степени было адресовано абхазской аудитории.

«Само соглашение, по сути, касается и Абхазии, и Южной Осетии, потому что те коридоры, которые обозначены в соглашении, проходят через территории Абхазии и Южной Осетии. Обязательства, взятые на себя Москвой, касаются тех грузов, которые направляются либо на эти территории, либо оттуда в Россию. Это абсолютно ясно сказано в соглашении. А интерпретация российского министра понятна, это не новая позиция, но это не то, что написано в соглашении», – сказал Капанадзе.

Депутат грузинского парламента от оппозиционного «Единого национального движения», бывший представитель Грузии в Совете Европы Зураб Чиаберашвили также работал над текстом документа. В комментарии «Эху Кавказа» он рассказал, что в соглашении речь идет именно об абхазском и югоосетинском участках грузино-российской границы. И российские власти подписались под этой формулировкой, говорит Чиаберашвили.

«Заявление Лаврова расходится с теми обязательствами, которые взяла на себя Россия, подписав в 2011 году это соглашение. Москва и ранее пыталась препятствовать реализации этого договора или с помощью формата Абашидзе-Карасин затянуть решение этого вопроса. Но при посредничестве международного сообщества, в том числе и швейцарской мониторинговой компании, это соглашение удалось довести до финальной стадии, и оно должно заработать. Разумеется, это создает дискомфорт для России, потому заявление Лаврова имеет целью саботаж соглашения, которое они сами же подписали», – сказал Чиаберашвили.

Депутат не исключает, что Москва может попытаться настоять на том, чтобы некоторые пункты или формулировки договора были исправлены. Если грузинское руководство пойдет навстречу, то в таком случае пострадают интересы страны, говорит Чиаберашвили.

Правда, в ближайшем будущем Москве не представится возможность пересмотреть договор, так как для этого должно пройти три года с начала его действия.