Президент Южной Осетии Леонид Тибилов впервые прокомментировал освобождение от занимаемой должности посла Южной Осетии в России и одного из самых опытных югоосетинских дипломатов Дмитрия Медоева. Он назвал это обычным кадровым решением и призвал не искать дополнительных причин.
Вот уже три недели вся республика гадает, в чем причина неожиданного увольнения посла Южной Осетии в Москве Дмитрия Медоева. Глава государства нарушил молчание во время визита в Москву. Леонид Тибилов отметил, что Медоев «проработал послом Южной Осетии в России более пяти лет» и «это тот срок, который обычно как бы является сроком выполнения посольских полномочий». Президент также отметил, что на эту должность рассматривается несколько кандидатур и пообещал вскоре назвать фамилии.
Югоосетинский политик, лидер партии «Справедливая Осетия» Коста Кошты считает доводы президента неубедительными:
«Дипломат пять лет проработал послом, работал достойно, у него связи. К нему люди приходят из разных стран, он приглашаем на мероприятия, проводящиеся другими посольствами. Общается. Человек наработал связи, достойно представлял Южную Осетию. При чем тут пятилетний срок работы? Пять лет проработал, и что, надо его снимать и ставить кого-то другого? Я вот этого не понимаю. Логического объяснения нет этому решению. Это чисто дворцовые интриги и больше ничего».
Your browser doesn’t support HTML5
Коста Кошты не берется делать прогнозы. Он считает, что предсказать, кого отправят новым послом в Россию, все равно, что гадать на кофейной гуще:
«Как не поддается логике снятие Медоева с должности, точно так же не поддаются логическому анализу возможные назначения на должность посла. Может быть все, что угодно. Прогнозировать в кадровых вариантах ничего нельзя».
Леонид Тибилов не первый раз удивляет южных осетин оригинальными кадровыми решениями. Летом 2012 года он неожиданно уволил посла Южной Осетии в Венесуэле и Никарагуа Наримана Козаева, когда тот собирался вылететь в Каракас. Козаев позже признался, что решение главы государства привело его в недоумение, так как незадолго до этого президент заверил его в своей поддержке и никаких вопросов к нему не было. Нового посла в Венесуэле назначили только в конце декабря 2012 года. Им стал родственник главы государства Даниел Тибилов, работавший вице-консулом посольства России в Венесуэле. Единственное консульство Южной Осетии в России – во Владикавказе – югоосетинский президент также доверил своему родственнику Морису Санакоеву. Эксперты считают, что неожиданные увольнения высокопоставленных чиновников без объяснения причин становятся своеобразным почерком Леонида Тибилова.
Судя по всему, освобождение Дмитрия Медоева от занимаемой должности стало сюрпризом и для министра иностранных дел Давида Санакоева. По крайней мере он не смог ответить на вопросы депутатов о причинах этого шага во время отчета в парламенте.
По мнению моих источников, новым послом Южной Осетии в России станет человек, не претендующий на президентский пост, либо политик, которого президент видит своим преемником. Некоторые эксперты не исключают, что действующий министр иностранных дел, над которым в республике сгустились тучи, может пересесть в кресло посла. Давида Санакоева связывают родственные узы с Леонидом Тибиловым, и мои собеседники полагают, что он может рассматриваться главой государства в качестве преемника. А работа в Москве – неплохая возможность обзавестись связями и нарастить политический капитал. По информации других источников, даже если Санакоева представят в качестве фаворита власти, он будет техническим кандидатом, так как не сможет стать политическим тяжеловесом за два года.
По неофициальной информации, на должность посла Южной Осетии в России рассматриваются три основные кандидатуры: глава президентской администрации Борис Чочиев, действующий премьер-министр Доментий Кулумбегов и советник главы государства Константин Кочиев.
Если выбор падет на Чочиева, это будет равнозначно политической ссылке, полагает один из моих источников: «От интриг кукловода Чочиева уже все устали. Кроме того, в окружении президента усилились и другие силы, оказывающие влияние на первое лицо. Есть уже другие кукловоды, научившиеся играть на узком политическом поле республики».
Что касается Доментия Кулумбегова, то для него дипломатическая работа станет выходом на заслуженный отдых и уходом от ответственности за неудовлетворительную работу правительства – «премьер-министра достойно снимут», улыбается мой собеседник. В этом случае, утверждают мои источники, правительство может возглавить нынешний глава Совбеза Анатолий Плиев, а кресло главы Совбеза займет Ахсар Лавоев, для которого работа в МВД становится обременительной.
Константин Кочиев, в свою очередь, политик непубличный: не общается с прессой, тяготится публичными выступлениями. Его сильной стороной называют способность находить общий язык с сильными мира сего, он проработал советником при трех президентах – Чибирове, Кокойты и Тибилове. Сын и дочь Кочиева являются сотрудниками МИДа республики. Алан Кочиев – замминистра иностранных дел.
То, что ни один из упомянутых кандидатов не может похвастаться дипломатическим опытом, похоже, никого не смущает. Мой источник иронично отмечает: «В нашей кадровой системе профессионализм не играет никакого значения, главное, кто кому ближе и кто кого рекомендовал».
Что касается политических перспектив экс-посла в России Дмитрия Медоева, то вряд ли он согласится возглавить Министерство иностранных дел республики, как ему пророчат многие. Возможно, политику предложат работу в российских дипломатических ведомствах. Не исключено также, что Медоев готовится к президентской кампании, и для усиления позиций политика ему доверят кресло председателя правительства. По словам моего источника, бывшему послу Южной Осетии в России «ничего не мешает участвовать в президентских выборах».
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия