Кто захочет слушать президента

Судя по сегодняшней реакции представителей правящей коалиции, просьба администрации президента не поможет ему избежать повторения прошлогодней картины – пустующих правительственной и гостевой лож

Администрация президента Грузии сегодня обратилась к парламенту с просьбой пригласить представителей правительства и дипкорпуса на ежегодный доклад главы государства в законодательном органе. Георгий Маргвелашвили выступит в парламенте 31 марта. Впрочем, министры пока не решили, будут ли слушать послание президента в парламенте.

Не президенту Грузии решать, кого парламент позовет к себе в гости. Вот и решила администрация главы государства обратиться к законотворцам с просьбой.

«Пригласить на ежегодный доклад президента в парламенте представителей исполнительной, судебной властей, дипкорпуса, аккредитованного в Грузии, СМИ, а также официальных и почетных гостей, которые традиционно присутствуют на ежегодном докладе президента Грузии», – говорится в сегодняшнем обращении администрации президента Георгия Маргвелашвили к парламенту.

Эта традиция была прервана после прихода к власти «Грузинской мечты». «Мечтатели» ссылаются на то, что с 2012 года президент уже не является частью исполнительной власти:

Your browser doesn’t support HTML5

Кто захочет слушать президента

«Конституция уже не та, (она) не обязывает. Да и зачем излишняя помпезность и торжественность, изрядно надоевшие за годы правления Михаила Саакашвили? Правительство должно работать, а не речи толкать и слушать», – сетуют представители «Грузинской мечты».

При этом многие сторонятся ответить на вопрос, придерживались бы они такого же мнения, если бы между основателем «Грузинской мечты» Бидзиной Иванишвили и президентом Георгием Маргвелашвили не пробежала черная кошка.

Судя по сегодняшней реакции представителей правящей коалиции, просьба администрации президента не поможет Маргвелашвили 31 марта избежать повторения прошлогодней картины – пустующих правительственной и гостевой лож. Вот что заявил лидер парламентского большинства Давид Саганелидзе:

«Что за информацию еще парламент должен выдать (правительству)? Об этом и так все ведомства знают».

Впрочем, большинство министров уже успели откреститься от необязательного мероприятия: кто-то сослался на командировку, кто-то на занятость.

Позиция правящей коалиции вызвала шквал критики среди парламентской оппозиции. «Нацдвижение» настаивает на присутствии членов кабинета министров в законодательном органе. Этого же мнения придерживаются депутаты от «Свободных демократов». Примечательно, что ранее лидер партии Ираклий Аласания, уже будучи в оппозиции, назвал ошибкой, что в бытность министром обороны не присутствовал на ежегодном послании главы государства. Согласно Конституции, президент остается главнокомандующим, курирует оборонную и внешнюю политику государства.

Кроме того, парламент Грузии не разобрался еще в одном вопросе. Он, в отличие от первого, четко прописан в Конституции. Законодательный орган должен выбрать один из двух вариантов: после доклада президента ограничиться выступлениями лидеров фракции или устроить дебаты. Какой формат выберут депутаты, станет известно 30 марта.

Наблюдая за острой полемикой вокруг ежегодного послания президента в парламенте уже второй год, конституционалист Вахтанг Дзабирадзе задается другим вопросом: когда грузинское общество перестанет руководствоваться эмоциями:

«Мы от власти должны требовать то, к чему обязывает закон. А он не обязывает правительство присутствовать на выступлении президента в парламенте. Если нам это не нравится, тогда мы должны изменить закон. Вообще, все это надо рассмотреть в другом ключе. Президент, согласно новой Конституции, уже не является представителем исполнительной власти. Гораздо больше полномочий у премьер-министра. Возникает вопрос: важнее и необходимее, чтобы это делал президент или премьер министр?»

Впрочем, без эмоций не обходится и сам Вахтанг Дзабирадзе. Он все же хотел бы, чтобы правительство присутствовало при выступлении президента в парламенте:

«Просто хочется увидеть, что представители разных ветвей власти считаются друг с другом».