Сегодня в Сухуме состоялась презентация новой общественной организации «Абзанхара», о которой несколько недель назад рассказал в интервью агентству «Абхазия-Информ» один из инициаторов ее создания – бывший спикер абхазского парламента Нугзар Ашуба. Презентация прошла скромно, без помпы, в помещении здания бывшей сухумской мебельной фабрики, что по улице Дзидзария, недалеко от вокзала. Пришли на нее журналисты, а новую организацию представляли председатель ее совета Нугзар Ашуба, Илья Гамисония и Зураб Авидзба.
Нугзар Ашуба так сказал об этой организации центристского толка:
«Мы назвали свою организацию «Абзанхара». Переводить слово «Абзанхара» с абхазского на русский очень сложно. Но если говорить просто о смысле нашего названия, это близко все-таки к «созиданию». Абхазы «абзынхаю» называли человека успешного, самостоятельного, независимого. «Абзанхара» – это, вообще-то, довольно распространенное раньше у абхазов слово, которое имеет очень емкое значение, но сейчас несколько подзабытое. Вот среди молодежи, которая здесь присутствует, некоторые, может, не знали этого слова…»
Your browser doesn’t support HTML5
Нугзар Ашуба посетовал на то, что в свое время, более десяти лет назад, политическая борьба в Абхазии вылилась в непримиримую конфронтацию двух частей общества. Нежелание сторон вести конструктивный диалог привело к антагонизму власти и оппозиции, что стало детонатором событий мая 2014 года, после которых политические оппоненты поменялись местами. В этих условиях в обществе созрел запрос на более широкий спектр мнений по всем жизненно важным вопросам. «Абзанхара» намерена предлагать независимый, не ангажированный политическими амбициями взгляд на процессы, происходящие в стране, давать объективный анализ проблем общества и государства и вырабатывать рекомендации по их решению. Нугзар Ашуба так охарактеризовал свое личное к этому отношение:
«Наверное, возникает у вас вопрос: зачем это мне нужно? Я самодостаточный человек. У меня сыновья взрослые, они уже в жизни определились. Я могу ничего не делать, уехать в Гуаду (родное село)… Я не собираюсь идти в депутаты, не собираюсь ни в правительство, ни в президенты. Мне 63 года, здоровья пока достаточно и опыта много. Я работал во всех структурах власти последние 45 лет. И ордена у меня есть, и медали… Я хочу просто, чтобы этот опыт каким-то образом служил моему народу, моей стране. У Ильи Шалвовича абсолютно те же самые цели. Нам за эту работу никто денег не платит, наоборот, вот здесь кое-что из своих возможностей делаем».
Действительно, в помещении, где проходила презентация и где мне довелось побывать несколько месяцев назад, появилась новая офисная мебель, весьма подходящая для проведения здесь бесед за круглым столом, о которых говорил Нугзар Нуриевич. Дискуссионной площадки, на которой могли бы в конструктивном духе обменяться мнениями самые разные представители политического спектра в сегодняшней Абхазии, в самом деле не хватает. Именно обменяться мнениями, а не пикироваться в СМИ заявлениями и обращениями.
Позднее Нугзар Ашуба отметил:
«Мы нормальные ребята. У нас нет политических амбиций, мы лишь хотим поработать на созидание в стране».
На презентации зашла речь о том, чем центризм «Абзанхара» будет отличаться от центризма Партии экономического развития Абхазии, который она не раз декларировала. Илья Гамисония высказался в том духе, что партия и центризм – вообще понятия не совместимые, так как любая политическая партия стремится к достижению власти. Я с этим не согласился: партия может придерживаться каких-то центристских, умеренных взглядов в сравнении с другими, противостоящими друг другу силами; другое дело, что логика политической борьбы прибивает ее обычно в какой-то момент борьбы за власть к одному из «берегов». Общественной организации же, лишенной политических амбиций, и впрямь легче оставаться центристской.
Отвечая на вопрос одного из журналистов, Нугзар Ашуба сказал, что после создания «Абзанхара» он приостановил свое членство в политсовете партии «Амцахара». А Илья Гамисония заметил, что остается рядовым членом Партии экономического развития Абхазии (ЭРА).
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия