Положение чеченцев и ингушей в российских тюрьмах в течение нескольких лет изучали правозащитники из комитета «Гражданское содействие». Анализ этой работы был представлен в виде доклада, который они презентовали в конце марта на пресс-конференции в Москве.
31 марта в Москве в Независимом пресс-центре состоялась пресс-конференция комитета «Гражданское содействие» о положении жителей Чечни и Ингушетии в учреждениях пенитенциарной системы. Как следует из доклада правозащитников, написанного по этой теме, положение вайнахов в пенитенциарной системе оказалось особенно тяжелым, потому что многие участники военных действий в Чечне стали сотрудниками закрытых учреждений. Это травмированные люди, не прошедшие надлежащей реабилитации, часто не изжившие своего недоброжелательного отношения к бывшим противникам.
На основании многолетних исследований правозащитники пришли к выводу, что чеченцев и ингушей чаще, чем других осужденных, подвергают разного рода дисциплинарным взысканиям, переводят на более строгий режим наказания, что лишает их надежды на условно-досрочное освобождение. Во многих случаях им не предоставляется возможность осуществлять свои религиозные обряды, их не обеспечивают разрешенной для мусульман пищей. Среди других нарушений, с которыми сталкиваются эти люди, угроза и избиение заключенного сотрудниками колоний, непредставление медицинской помощи, потеря связи с родственниками, заведение новых уголовных дел в отношении уже отбывающих срок. Помимо всего прочего, подавляющее большинство ингушей и чеченцев отбывают наказание очень далеко от дома, и у родственников зачастую нет финансовых или физических возможностей приезжать к ним на свидания.
Your browser doesn’t support HTML5
В 2011 году комитет «Гражданское содействие» разработал в партнерстве с французской организацией «Каритас» при поддержке Европейской комиссии по гуманитарной помощи специальный проект защиты от дискриминации в тюрьмах жителей Чечни и Ингушетии. За период работы проекта с сентября 2011 года по август 2014 года в комитет «Гражданское содействие» поступило около 700 обращений от представителей исследуемой группы.
По словам координатора проекта в Ингушетии Ахмета Барахоева, за указанный выше период им было принято около 200 обращений от жителей республики, чьи родственники отбывают наказание в местах лишения свободы. На телефон «горячей линии» поступали звонки и из исправительных учреждений. В большинстве случаев юристы проекта выезжают на места, делают запросы в надзорные органы, стараются использовать все возможные средства для защиты прав заявителей. Но не всегда удается решить проблемы осужденных, так как российская система исполнения наказаний, пожалуй, самая закрытая в структуре российских правоохранительных органов
Тем не менее люди и сейчас обращаются за помощью. Последнее заявление координатору по Ингушетии поступило 16 марта от жителя г. Владикавказ Багаудина Хадзиева. Он жалуется на нарушения прав его сына, осужденного Умара Хадзиева, который отбывает наказание в ФБУ ИК №14 г. Тогучин, Новосибирской области. По словам отца, его сын нуждается в медицинском обследовании, так как испытывает боли в почках, к тому же у него больная печень и низкий гемоглобин. 19 февраля 2014 года Умар обратился к администрации колонии с просьбой сделать ему УЗИ брюшной полости, но его просьба так и осталась без удовлетворения. В ответ на запрос ингушского омбудсмена предоставить информацию о состоянии здоровья Хадзиева, начальник медицинской части исправительной колонии сослался на федеральный закон, запрещающий ему разглашать сведения, составляющие врачебную тайну, без согласия больного. При этом у самого Хадзиева такого согласия никто не спрашивал. Умар по-прежнему жалуется на состояние здоровья и просит оказать ему квалифицированную медицинскую помощь. Однако вместо этого 13 марта 2015 года Умара поместили в штрафной изолятор и пригрозили перевести в ЕПКТ (единое помещение камерного типа). Предлог для наказания может быть любой, например, курение в неположенном месте. Хадзиева уже наказывали за этот проступок, несмотря на то, что он никогда не курил сигарет. Теперь его делом займутся юристы «Гражданского содействия».
Есть в программе и такие заявители, которые обращались за помощью несколько раз. Так, родственники уроженца Ингушетии Башира Плиева недавно обратились за помощью повторно. Ранее они жаловались на то, что Башира постоянно перевозили из одной колонии в другую: из Уфы, где он был осужден, в Нижний Новгород, из Новгорода – в Ярославль, а оттуда – в Архангельскую область, и при этом его избивали, пытали током, под любым предлогом помещали в штрафной изолятор. В настоящее время Плиев содержится в Бутырском следственном изоляторе, и, по словам его родных, против него фабрикуют обвинение в распространении исламского экстремизма. К уже имеющемуся наказанию Баширу могут добавить новый срок.
Таким образом, помощь вайнахам в российских тюрьмах по-прежнему актуальна, поэтому принято решение продлить действие проекта по защите от дискриминации в российских тюрьмах еще на год.