Новый виток «строительного дела»

В ходе инструментального обследования основных несущих конструкций объекта установлено, что в процессе строительно-монтажных работ были допущены отступления от проекта в части прочности применяемого бетона и закладки проектной арматуры

В Абхазии набирает обороты «строительное дело» – Генпрокуратура выдвигает все новые и новые обвинения в хищениях госсредств руководству «Южной строительной компании». Общественное внимание привлекло и публичное выступление гендиректора «ЮСК» Вадима Матуа, который уверен, что его преследуют по политическим мотивам.

В минувшую субботу на сайтах «Апсныпресс» и «Аиааира» появилось сообщение пресс-службы Генпрокуратуры РА о том, что накануне следственным управлением прокуратуры в отношении генерального директора «Южной строительной компания» Вадима Матуа и субподрядчика – индивидуального предпринимателя Инала Барганджия (приходится зятем Матуа), возбуждено уголовное дело. Их подозревают в присвоении денежных средств в особо крупном размере – на общую сумму более 7 миллионов 181 тысячи рублей – в ходе строительства детсада в Гудауте на улице Гагарина. Согласно заключению судебной строительно-технической экспертизы, на эту сумму установлены приписки, а также не выполнены объемы работ. Кроме того, в ходе инструментального обследования основных несущих конструкций объекта установлено, что в процессе строительно-монтажных работ были допущены отступления от проекта в части прочности применяемого бетона и закладки проектной арматуры. Это дополнение к предыдущему уголовному делу – по обвинению в присвоении названными лицами почти 47 миллионов рублей.

Your browser doesn’t support HTML5

Новый виток «строительного дела»

Но куда больший общественный резонанс вызвала публикация Вадима Матуа «Размышления у парадного подъезда». До сих пор хранивший молчание по поводу обвинений против него и вообще бывший непубличной фигурой (многие в обществе говорят, что даже не знают, как он выглядит, ибо он почти не появлялся на телеэкране), Матуа перешел в контрнаступление, причем весьма резкое и дерзкое. В ходе бурного обсуждения на форуме сайта его интернет-выступления было высказано предположение, что это – плод коллективного труда, что автору помогали его писать. Кстати, именно из-за непубличности Матуа трудно судить, насколько присуще его стилю предварять выступление эпиграфом из Тацита и оперировать прочими подобными цитатами. Но, собственно, это не так уж и важно.

Вот начало текста: «Никогда не думал, что платой за 10 лет каторжной работы без отпусков и выходных, по 14-16 часов в сутки (а потом, когда ложишься спать, чтобы отдохнуть, голова не отключается, и встаешь еще более разбитым, чем ложился), будет судебное преследование». Написано проникновенно, хотя, конечно, это выдвигаемых обвинений против него само по себе не опровергает.

Далее Вадим Матуа пишет: «За эти годы удалось кое-что сделать: создал строительную компанию, в которой работало до 1000 человек, и среди них много молодых, творческих людей; наша компания осуществляла самостоятельно широкий спектр работ – от проектирования и строительства до оснащения объектов; разработали несколько десятков проектов, из которых реализовано порядка двадцати. В их числе: лучший в мире стадион вместимостью до 5000 зрительских мест; детские сады и школа, не имеющая аналогов; особую гордость испытываем за осуществление проекта по спасению храма св. Пантелеймона в г. Новом Афоне от разрушения. Вместе с тем с огорчением должен признать, что из-за смены руководства страны путем вооруженного захвата власти нам не удалось завершить начатые уникальные проекты. В частности, это: Гагрская первая абхазская школа на 650 мест, ученики которой вынуждены заниматься в аварийном здании; образовательно-досуговый центр в густонаселенном микрорайоне Кемпинг в г. Гагра (детский сад на 220 мест, школа на 640 учащихся в одну смену, спортивный комплекс, творческие студии); детский сад в селе Алахадзыхь; школа искусств в г. Гудаута (музыкальная и художественные школы, хореографические, театральные, прикладного творчества студии); поликлиника (для взрослых, детей и станция скорой неотложной помощи), детский сад (на 120 мест) в Новом Афоне; детский сад (на 160 мест) на ул. С. Чанба и 15-я средняя школа (на 660 мест) в Новом районе г. Сухум; Верховный суд; оздоровительный центр (круглогодичный) в Гулрыпшском районе».

«Уникальные», «не имеющие аналогов» и особенно «лучший в мире стадион» – это, конечно, кажется перебором. Но многие читатели вспомнили тут же о людях, которые набрали десятки миллионов невозвращенных кредитов, но их имена до сих пор даже не обнародованы. Один из форумчан в ходе обсуждения текста, отвечая своему оппоненту, высказался так: «Ну да, выделяют (деньги), а он строит, работа такая. У нас есть те, кому выделяли, а они жрали просто. И не себе он строил, а Абхазии это все досталось. Есть люди, кому сейчас и миллиард выделили, но они ничего не построят».

В целом же эпистолярный выпад Матуа против Рауля Хаджимба и его команды оставлял ощущение, таким образом сформулированное пользователем, явно симпатизирующим Вадиму: «Меня письмо просто шокировало. Сразу видно, что это жест отчаяния. Человека просто достали. Он строил, а не разрушал. Построенные его фирмой объекты по большому счету великолепны, красивы и функциональны. Ему есть чем гордиться, а тут он выслушивает одни упреки и оскорбления и ни капли благодарности. Ему шьют дела, но никаких доказательств... Хозяйственных нарушений у Матуа не найдут, но его могут привлечь к ответственности за клевету».

Последняя мысль у меня тоже мелькнула. Дело в том, что такой эмоциональный накал, как в этой публикации, бывал у нас только в ходе президентских выборов, когда «в дело» идет все. Матуа приводит в качестве аргумента «широко обсуждавшиеся в социальных сетях» компрометирующие документы на президента, задается вопросом, почему семья того, если любила родной город Ткуарчал, покинула его и поменяла место жительства…

Но большую часть его публикации занимает обычная оппозиционная риторика, которую противостоящие друг другу политические команды словно заимствуют друг у друга. Вот типичный пример: «Известно, что привыкший разрушать не способен на созидание. За относительно короткое время у власти ему и его команде удалось не только остановить поступательное движение вперед, но и отбросить назад, доведя своими действиями народ до унижения, пренебрежительного, неуважительного к нему отношения извне. Видимо, слава древнегреческого философа Секста Эмпирика, автора трудов: «Против ученых», «Против этиков», «Против физиков», «Против музыкантов», «Против астрологов», не давала покоя Р. Д. Хаджимба, который уже более 10 лет пишет свою книгу под названием «Против народа». (Может быть, когда-нибудь станет известно, ради чего он это делал, и кто заказчик.)»

Мне тут же вспомнились подобные выпады в адрес предыдущего президента со стороны сторонников нынешней власти, только изложенные другими словами. В общем, бери, заменяй имена критикуемых – представителей «антинародного режима» – и вперед! Или такой, скажем, пассаж из филиппики Матуа: «Дистанцировавшись от главного лозунга: забота о народе, он сделал самое страшное – расколол наш народ. Чем, впрочем, занимался все минувшие 10 лет». А мне вспомнилась публикация в абхазской прессе в разгар избирательных баталий 2004 года, когда один из сторонников Хаджимба обвинял тех, кто голосовал не за него, в том, что они «раскалывают народ»… То есть демонстрировал мышление, мягко говоря, однобокое.

Словом, если Вадиму Матуа и помогали при написании его текста, то среди помощников, увы, были люди, далекие от умения мыслить объективно и не путать свои эмоции с аргументами.

Впрочем, когда один мой знакомый высказал сегодня в телефонном разговоре мнение, что коль Матуа пошел ва-банк, решил сжечь мосты, то это подтверждает, что обвинения Генпрокуратуры соответствуют реальности, я возразил ему: «Не вижу здесь причинно-следственной связи». В отличие от, увы, многих, не люблю ратовать «за» или «против», когда не обладаю для этого достаточной информацией. Другое дело – проанализировать тот или иной текст, который имеется в наличии, на предмет соответствия его логике, доподлинно известным мне фактам, наконец, просто правописанию.

Публикация «Размышления у парадного подъезда» к восьми вечера субботы, когда я ее прочел, набрала на «Абхаз авто» более 5,5 тысяч просмотров и вызвала почти сотню комментариев. А вчера, в воскресенье, она бесследно исчезла с этого сайта. Но из разговоров со знакомыми знаю, что многие успели этот текст скачать, размещен он по-прежнему на сайте партии «Амцахара».

P.S.: Сегодня партии «Амцахара» и «Форум народного единства Абхазии» обменялись резкими заяалениями. В заявлении политсовета первой сказано: «4 апреля 2015 года представители прокуратуры, подкрепленные группой вооруженных бойцов, заблокировали дом, в котором проживает генеральный директор "Южной строительной компании" Вадим Матуа. Операция с элементами обыска места проживания В. Матуа была проведена сразу после публикации его статьи, в которой генеральный директор "ЮСК" обвинял власти в уголовном преследовании на основе надуманных обвинений. Политсовет партии "Амцахара" не намерен комментировать характер предъявляемых В. Матуа обвинений, поскольку считает, что обвинения и их доказательства - удел соответствующих правоохранительных структур. Однако мы считаем недопустимым такие действия властей, вызванных, как очевидно, неадекватной реакцией на статью В. Матуа… ПП "Амцахара" требует прекратить политическое преследование людей, открыто выражающих свою позицию по отношению к ситуации в стране».

«ФНЕА» отвечает: «Автор злопыхательской публикации, ничем не гнушаясь, приписывает Президенту РА «клятвопреступление», «лицемерие», «пренебрежение к абхазскому народу», «его языку и культуре» и т. д. Все, о чем пишет В. Матуа построено на лжи и измышлениях, преследующих лишь одну цель: любой ценой оклеветать главу государства, ведущего открытую борьбу против преступности, криминала, коррупции, разворовывания государственного имущества. И делается это давно уже апробированными методами: манипулируя общественным сознанием, сместив акценты, увести разговор от существа и предмета расследуемого уголовного дела».

Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия