ПРАГА---В минувшую пятницу «Гостем недели» в нашем эфире был иеродиакон Давид (Сарсания), с которым мы обсуждали последние религиозные события в Абхазии. Интервью получилось большим, и часть его не прозвучала в эфире и не была опубликована. Например, ответ отца Давида на претензии, звучащие в его адрес в Абхазии, за то, что он был рукоположен в диаконы патриархом Грузинской православной церкви. Предлагаем вашему вниманию этот фрагмент.
Дэмис Поландов: Я вам все-таки задам вопрос, который наверняка возникнет у ваших недоброжелателей. Вы говорили о том, что отец Виссарион – единственный грузинский клирик, но вам тоже часто предъявляют претензию, что вы были рукоположены в Грузинской православной церкви. Каков ваш статус сегодня, чем он отличается от статуса отца Виссариона?
Отец Давид (Сарсания): Я хотел бы по этому поводу внести уточнение. Во-первых, я стал клириком Грузинской православной церкви по настоятельному желанию нынешнего Патриарха всея Руси Святейшего Кирилла, когда он был еще митрополитом Смоленским и Калининградским, председателем Отдела внешних церковных связей. Именно с его стороны была предложена поездка в Грузию и положено начало контакта с грузинским патриархом лично, потому что, как я уже говорил, для Патриарха Кирилла личные отношения с грузинским Патриархом Илией являются очень важными. Поэтому для того, чтобы со своей стороны сделать подарок грузинской стороне, мне, тогда еще юному семинаристу, в 1997 году было предложено поехать именно к грузинскому патриарху и начать с ним об этом диалог, для того чтобы принять священство.
Your browser doesn’t support HTML5
Я действительно принял священный сан в лоне Грузинской православной церкви, но дальнейшее мое пребывание в лоне Грузинской православной церкви никоим образом нигде себя не проявило. Почему? Потому что, как известно, в 2006 году у Синода Грузинской православной церкви уже были претензии в мой адрес за мою деятельность, которую они охарактеризовали как антиканоническую и антицерковную. В это нужно внести то, что я говорю относительно нашего церковного положения в Абхазии, то, что Грузинская церковь, в свою очередь, не хочет и не желает решать.
Дэмис Поландов: А в отношении отца Виссариона каких-то решений Грузинская церковь не принимала?
Отец Давид: В отношении отца Виссариона никаких заявлений со стороны Синода Грузинской православной церкви никогда не звучало, в отличие от меня. В 2006 году, например, не было разговора относительно того, что говорит отец Виссарион. После 2009 года, после того как отец Виссарион в одностороннем порядке, будучи священником, провозгласил с другим духовенством Абхазии отделение от Грузинской церкви, даже это его заявление грузинским Синодом было проигнорировано. Никаких официальных заявлений Синода по этому поводу не было. Да, было интервью Патриарха Илии, в котором он это охарактеризовал как несерьезный поступок со стороны отца Виссариона, но чтобы были заявления и письма к отцу Виссариону от имени Грузинской церкви, – я этого не знаю, и это нигде не опубликовано.
Я хотел бы добавить, что в отличие от меня, у отца Виссариона не было письменных обращений к грузинскому патриарху и Синоду Грузинской православной церкви о выходе из ее состава. Мне же неоднократно доводилось писать эти письма и получать ответы со стороны Грузинской церкви, где, в частности, говорится, что я нахожусь под судом Грузинской православной церкви за свою антицерковную и антиканоническую деятельность. А под этим надо понимать: за то, что я поднимаю проблему Абхазской церкви на такой уровень. Вот какая разница может быть в наших статусах – отца Виссариона и моем. Да, я тоже номинально остаюсь клириком Грузинской православной церкви, но я хочу сказать, что я в этом случае выгляжу как политический заложник, потому что за меня неоднократно ходатайствовали и покойный Патриарх Алексий о переходе в Русскую православную церковь из Грузинской церкви, и нынешний Патриарх Кирилл, но Патриарх всея Грузии неоднократно отказывал в этой просьбе. Естественно, я не рассчитываю на то, что меня когда-нибудь официально Грузинская церковь выпустит из своего лона. Но я понимаю, что действовать ради того, чтобы Абхазская церковь состоялась, я обязан даже при таком своем положении.
Текст содержит топонимы и терминологию, используемые в самопровозглашенных республиках Абхазия и Южная Осетия