Пасхальные размышления

Тенгиз Аблотия

В Грузии прошла очередная Пасха. Как и полагается, празднуют ее почти все, вне зависимости от степени религиозности. Это примерно как Рождество в Европе, которое уже давно живет само по себе, вне зависимости от христианства. Пасха была любимым праздником моего детства, но и тогда, так же как и сейчас, это был больше ритуал, чем что-то глубоко осознанное. А еще красные яйца, куличи и крутые голливудские фильмы раз в год, в ночь на Пасху, чтобы народонаселение преимущественно оставалось дома...

Но с тех пор времена государственного атеизма прошли, сейчас на дворе времена государственной религиозности. Степень веры в стране измеряется количеством прихожан в церквях, а также самооценкой. На днях было опубликовано исследование, показавшее, что около 90% граждан Грузии считают себя религиозными. По его результатам страна вошла в десятку самых религиозных в мире. Все так и есть, но только на первый взгляд. На самом же деле грузинская религиозность – это вещь в себе. Она живет отдельной жизнью и преимущественно никак не соприкасается с реальной действительностью. И нынешняя Пасха будет, пожалуй, самым убедительным доказательством этого.

Как известно, Патриарх ГПЦ Илия Второй выступает с эпистолами, которые касаются не только и даже не столько собственно религиозных дел, сколько взглядов церкви на то, каким должен быть образ жизни паствы. Эти эпистолы очень разные. Иногда откровенно вредные, иногда ни к чему не обязывающие, а иногда вполне полезные.

Грузинские «истинно верующие» уверяют всех вокруг, что Илия Второй – это кладезь мудрости и его словам надо подчиняться во всем. Звучит это примерно так, как призывы сторонников ИГИШ, с одной разницей: исламисты за свои идеи и слова своих лидеров готовы убивать без размышлений. Грузинские верующие не готовы не только убивать, но даже делать то, к чему они призывают денно и нощно – подчиняться Патриарху беспрекословно.

Ради любопытства я внимательно слежу за эпистолами Патриарха и за реакцией народонаселения на них. Это позволило мне сделать любопытный вывод, который очень много говорит о характере грузинского христианства. Правоверные внимательно слушают все, что говорит Патриарх, но полностью игнорируют то, что их не устраивает и противоречит их повседневной жизни.

К примеру, когда Патриарх призвал правительство запретить продажу сельскохозяйственных земель иностранцам, паства активно поддержала призыв, в том числе и конкретными акциями протеста против иностранных землевладельцев.

В то же время, когда Илия Второй призывает паству не сквернословить и не носить с собой холодное оружие, призывы приходят мимо.

И это вполне понятно: запрет на продажу земель вполне соответствует ксенофобским взглядам традиционных грузинцев, он не требует никаких усилий со стороны паствы и не налагает на них никаких ограничений. Поэтому на данный призыв откликнулись все – с традиционными словами о том, что «Патриарх мудрый, и его надо слушать».

А вот с призывом не сквернословить, не носить холодное оружие, не клеветать друг на друга – это совсем другое дело. Во-первых, это противоречит традиционному совково-грузиноидскому кодексу, для которого жаргон, пьяная драка и сплетни – чуть ли не символ национальной идентичности. Во-вторых, этот призыв требует усердия, работы над собой, самоограничений и прочих сложностей – стало быть, этот призыв мы... Не то чтобы игнорируем открыто. Не то чтобы говорим: «Нет, мы не согласны! Болтать, убивать и клеветать – это наше неотъемлемое право»... Нет, конечно. Полезные призывы просто пропускают мимо ушей. Будто бы ничего не было.

Если сугубо гипотетически представить себе, что Патриарх завтра призовет народ громить мечети, – то выстроится очередь из желающих. А если призовет не делать аборты, – никто не заметит. Громить что-либо намного проще, чем бороться со своей порочной натурой.

Нынешняя пасхальная эпистола Патриарха была, пожалуй, одной из самых полезных из всех, которые мне от него довелось слышать, – в первую очередь потому, что глава ГПЦ покусился на святое – на истинно святое – на грузинское застолье, назвав его обжираловкой. Илия Второй призывал паству отказаться от этой пагубной традиции, которая уже давно утратила всякий положительный образ, окончательно и бесповоротно превратившись в настоящее свинство.

Второе – это совершенно правильная критика азартных игр, которые в последние годы стали настоящей болезнью страны. Пожалуй, нет в обществе ни одного социального порока, кроме наркомании, который мог бы сравниться по степени разрушительности с азартными играми. Они гуляют по стране, как чума, как армия из тысяч невидимых танков, разрушающих целые города.

В данном случае у меня нет особых претензий к государству, и я не требую однозначного запрета азартных игр, так как это – палка о двух концах. В случае их запрета азартные игры уйдут в подполье, переместятся на улицы и во дворы, и в итоге будет только хуже. В данном случае проблема – в наличии желания играть и в отсутствии силы воли, необходимой для борьбы с собственными порочными наклонностями.

Ну что ж. Вот она, эпистола. Того самого Патриарха. Которого вы называете мудрым, призываете подчиняться каждому его слову, ставите его проповеди на мобильные телефоны, обвешиваете ваши комнаты, офисы и салоны автомобилей его портретами. Теперь у вас есть шанс на деле показать, чего стоит ваша вера... Если через неделю в Грузии будет работать хоть одно казино, хоть один тотализатор, хоть один слот-клуб, хоть одно интернет-казино, – то забудьте, на каком вы месте находитесь в списке религиозных стран мира. К христианству вы все имеете такое же отношение, как и к верованиям ацтеков, – то есть никакого. Все это – просто дешевые понты...

Что-то мне подсказывает, что игорному бизнесу в Грузии ничто не угрожает. Равно как и призывам «подчиняться во всем Патриарху».

Мнения, высказанные в рубриках «Позиция» и «Блоги», передают взгляды авторов и не обязательно отражают позицию редакции